Rose debug info
---------------

Позднее Ctrl + ↑

Тест по этикету

Чтобы пост про этикет было проще усвоить я подготовил тест. Тест очень субъективный и может не совпадать с вашим чувством правильного. Воспринимайте его как сверку приборов.

Как отвечать на тест

В вопросах может быть несколько правильных ответов.

Смотрите на каждый ответ отдельно, задавайте себе вопрос «Норм или не норм?». Если норм — отмечайте галочку, даже если рядом есть другой правильный ответ или даже более правильный ответ.

Если заметили ошибку, напишите на почту mike.ozornin@gmail.com или в комментарии.

Чтобы отправить коллегам используйте эту страницу, или вторую: Сударь, вы хамло!

Подписаться на блог…

Что почитать и посмотреть — 8

Более важные-интересные отмечены значком Highlight. [Видео] — видео.

Дизайн

Пост максимальной откровенности Highlight
Артём Горбунов ответил на любые вопрос по бюро и прочему. Спросить уже поздно, так что почитайте ответы.

UX-стратегия на практике. Часть 4
Юрий Ветров продолжает рассказ про UX-стратегию. В этой части про команды: поиск, формирования, обучение, зоны компетентности, KPI.

Сначала поручи, потом делай
Максим Ильяхов рассказывает главное правило делегирования.

Generating fantasy maps
Алгоритм и его реализация для автоматического создания карт миров. Если будете писать «Властелина колец» может пригодиться.

How We Built the World’s Prettiest Auto-Generated Transit Maps
Как автоматические рисовать красивые схемы транспорта.

Техноведро
Бюрошные разработчики начали вести техноведро. Первая часть — про учебник типографики и верстки.

Дизайн государственных систем · Facebook
Шрифт для интерфейса государственных систем. Начало процесса
Александра Королькова рассказывает про государственный шрифт для экранных интерфейсов и показывает первые наброски.

Finding the best free fonts for numbers
Ликбез по выбору шрифта для чисел.

Общество

Россия уходит в подполье: Пять дней в гаражах Тольятти Highlight
В Тольятти живет даркнет только в реальности. Мы тут все в цивилизованных городах отвыкли от этого.

Welcome to the real Matrix [Видео]
Эксперимент «обе белые» на взрослых.

Стыдные вопросы про август 91-го
Ликбез по путчу.

Проклятие Ичкерии. Доклад «Новой газеты»
Большой рассказ про ситуацию в Чечне и как к этому пришли.

Назад в школу

Новые рассказы о том, что на самом деле изображено на русских картинках. (Посмотрите старые выпуски, там было ещё). Highlight
Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге
Репин. Крестный ход в Курской губернии
Маковский. Приезд учительницы в деревню
Рубо. Живой мост
Савицкий. На войну
Василий Максимов. Семейный раздел

И ещё тот же историк рассказывает об особенностях правосудия в царской России.
Часть 1 и часть 2.

Научно-технические мифы, часть 1. Почему летают самолеты?
В школе неправильно рассказывают почему летают самолеты.

Таблица умножения
На всех тетрадках сейчас таблица умножения, а не таблица Пифагора. Почему это плохо.

Что будет, если подать в электросеть постоянный ток
Мысленный эксперимент. Такое задание должно быть в школе после темы «электротехника». Пришлось повспоминать как устроен ток.

Euclidea
Игра для построения всего циркулем и линейкой. У них есть есть Пифагория, тоже норм.

Правоведение для чайников
Артем Русакович объясняет на пальцах, 13 частей уже.

Никуда не влезло

Домашка
Сергей Король и Саша Волкова о том, как полезно делать перед спорами домашку.

Организации будущего
Руководитель ТаргетПроцесс Михаил Дубаков рассказывает своё мнение об устройстве организаций будущего. У меня вот такое же ощущение, только я так подробно не напишу.

Шапито

Финские лесорубы
Лесорубы показывают чудеса эквилибристики.

Все выпуски по тегу что почитать.

Подписаться на блог…

Чаты поддержки в мобильных приложениях: как не надо и как надо

Телефонная поддержка дорогая (оператор может поддерживать только одного клиента за раз), да и для клиентов не всегда удобная (невесело и дорого висеть на линии 15 минут). Поэтому сейчас модно делать чаты в приложениях. Все современные банки и мобильные операторы уже сделали, остальные доделывают.

К сожалению такие чаты часто оказываются плохими. Расскажу, почему плохие и как надо.

Технические проблемы

Если реализация чатов в мобильном приложении и на сервере плохая, то технические проблемы раздражают, а в случае срочной проблемы просто бесят.

Сообщения не отправляются или теряются

По неизвестной причине у сообщения появляется «Сообщение не отправлено». Приложение не пытается отправить снова и издевается: не даёт попробовать снова, не рассказывает причину, а иногда даже не даёт скопировать. Когда клиент допишет описание проблемы второй раз, он будет уже раздражен, а описание будет менее подробным (мало кому понравится писать подробно второй раз).

Плохо загружается история

История тупит, сообщения загружаются по два раза или не загружаются совсем. Переписка в двух устройств (ну мало ли) не синхронизируется между собой и остаётся на устройствах — сложно продолжить на планшете начатую на телефоне переписку.

Примеры всяких ошибок из чата Билайна. Собраны за 15 минут.

Реализация слишком простая

Если нельзя прикрепить скриншот транзакции или сообщения об ошибке, то пользователю придётся туго: открыть дроплер в мобильном браузере, загрузить картинку, скопировать и кинуть в чат ссылку.

После этого нужно не забыть объяснить, что по ссылке не троян и её можно безопасно открыть, там будет скриншот. Все было бы проще, если бы чат умел прицеплять картинки.

Нетехнические сложности

Однако, при неправильном использовании даже технологически безупречной платформы чат превращает в пытку.

Предлагают общаться с роботом

Как только в чат всплывает бот и предлагает выбрать категорию вопроса, я чувствую себя оказавшимся в голосовом меню, в котором нужно нажать тайную последовательность 2, 6, 4, 8, 2, чтобы попасть на живого человека.

Всегда выбираю произвольную категорию в таких случаях

Перекидывают между операторами

Иногда в чатах существуют беседы: оператор ждёт несколько минут, потом прощается. Следующее сообщение пользователя приходит другому оператору и все начинается сначала. Сложно придумать хуже.

Есть простое правило, как проверить что все хорошо: пользователи не должны замечать переключения операторов, должно быть ощущение, что они общаются с одним оператором.

Донимают повторными вопросами

Мало что бесит так, как пересказ проблемы следующему оператору. Почему он не может прочитать историю переписки. Пример из жизни:

— Не работает приложение, что делать?
— Попробуйте переустановить
пока переустанавливал сменился оператор
— Переустановил, та проблема ушла, но появилась новая, хуже.
— (новый оператор) В случае такой проблемы переустановите приложение.

Не надо так.

Не дают времени на ответ

Чат — не звонок, он не подразумевает мгновенного ответа. Пользователь может написать вопрос и пойти на обед или поработать. Не требуйте от него молниеносной реакции. Обожаю эту переписку Сергея Короля и Тинькоффа:

Добрый день!

Не берут времени на ответ самим себе

Бывает так: написал вопрос, отложил телефон. Через минуту: пилик. Открываешь, а там «Добрый день, сейчас уточню». Если на ответ надо 2-5 минут, то лучше подождать и писать уже по делу. А вот если на ответ понадобится час, то я бы предупреждал.

Ошибаются с тональностью общения: слишком формально или излишне дружелюбно

Одна крайность — слишком формальная речь, как будто не в чат написал, а оказался на судебном разбирательстве или общаешься с чиновником. Вторая — приторно дружелюбно: излишние благодарности, эмодзи и смайлики без конца.

Я придерживаюсь простого правила: следи за собеседником. Если он перешёл на «ты», то тем самым разрешил и тебе, поставил эмодзи — можно аккуратно поставить в ответ.

Неудачно поставленный оператором смайл может выглядеть издевательством, будьте осторожны. Представьте, например:

— У меня проблема, украли все деньги с карты! Что делать?
— Без паники ;-) Сейчас поможем! :thumbs:

Кто-нибудь знает, как в Эгее вставить эмодзи?

Слишком часто здороваются

При переключении между операторами не нужно здороваться каждый раз. Если пользователь не поздоровался, можно не поздороваться в ответ. По мне дак лучше недоздороваться, чем перездороваться.

Напоминаю: все операторы для пользователя — один и тот же человек, а один человек не здоровается перед каждой фразой.

Общаются как роботы

Шаблоны ответов ускоряют работу, но их лучше маскировать, чтобы не было ощущения, что разговаривает робот. Например, так:

— Доброй ночи! У меня есть айпэд, смогу на нём подключить эппл пей, будет работать?
— Доброй! Михаил, смотрите, вот требования к эппл пей:
Подробное описание требований
Если кратко: вы не сможете прикладывать планшет в магазин, чтобы заплатить. Если у вас планшет не старше, чем эйр или мини 4, то сможете оплачивать в магазинах через браузер сафари, покупать приложения в магазине app store и делать in-app-покупки.

Шаблон занимает больше половины текста, при этом нет ощущения, что говоришь с роботом.

Пускают в чат рекламщиков

Все это брендированные приветствия выглядят фальшиво и мешают. Вот о чем я говорю:

— Пусть эта осень принесет Вам только положительные эмоции!
— Меня зовут Мариванна. Теплого осеннего настроения вместе с «Билайн»! :)
— Яркой и красочной осени вместе с Билайн, Михаил!
— Моря позитива вместе с Билайн
обратите внимание, что в одном случае «Билайн» в кавычках, а в другом нет.

Заставляют человека делать непонятные действия

Пользователь хочет решения проблемы, все остальное — препятствия. Он не хочет, и при любой возможности откажется, выставлять категорию обращения, критичность или срочность своего обращения по шкале от 1 до 10.

Он не хочет пересылать своё же сообщение на help@yourcompany.com, чтобы технические специалисты могли решить проблему. Переслать обращение куда бы то ни было должен оператор.

Ещё к странному относится вопрос «Как я могу к вам обращаться?». Вы знаете моё имя, фамилию, отчество, дату рождения, паспорт, мои последние звонки и спрашиваете как обращаться?

Как надо

  1. Иногда лучше никак, чем плохо. Теле2 не делает свой чат, а оказывает саппорт через телеграм. Очень удобно: привычный и удобный интерфейс, ничего не тупит и не глючит.
  2. Если делать своё, то платформа должна:
    • не глючить и быстро работать,
    • уверенно подгружать историю,
    • позволять копировать свои сообщения и отправлять файлы.
  3. Кроме технической платформы нужно:
    • разработать гайдлайны по общению, чтобы операторы все общались примерно одинаково,
    • соблюдать этикет чата, а не звонка или личной встречи,
    • заготовить шутки заранее, чтобы они были удачными и не вымученными,
    • с умом шаблонизировать ответы, чтобы не терять зря время,
    • не допускать в чате рекламной шелухи,
    • тренировать операторов, чтобы не путали пейпасс, пейвер, пейпал и эппл пей,
    • отдельно готовить операторов к запускам и важным обновлениям.

Ссылки по теме:
http://kirillbelyaev.com/all/standard-tools-in-services/

P. S. Вот пример как не надо. Я всего лишь хотел убрать надоедливое сообщение:

 3 комментария    2576   2016   чаты
Подписаться на блог…

Лего-сумка (концепт)

Придумал лего-сумку. На базовую сумку с белой подложкой нашлепываются цветные резиновые кубики. Кубики продаются россыпью или готовым набором.

Сумка меняется под настроение или повод: можно отпраздновать юбилей со дня создания любимой игры или сходить с тематической сумкой на выставку. Сын или дочка могут оставить родителям послание.

Подписаться на блог…

Учебник Артёма Горбунова «Типографика и вёрстка»

Год назад вышла первая глава учебника Артёма Горбунова «Типографика и вёрстка». Артём просит отзыв. Я с удовольствием.

Я подписался ещё по предзаказу, когда он ещё не был готов. Когда открылась первая глава, скролл работал не очень хорошо, листать было не очень удобно — навигация не была продуманной как сейчас. Со временем появлялись новые главы, книга улучшалась и к открытию всё стало ок, сейчас нет претензий.

Что могу сказать

Учебник Артема — самое простое, ёмкое и насыщенное руководство по типографике и верстке. У Артёма меньше воды, более четкие и универсальные правила. Не нужно анализировать примеры, искать закономерности — просто бери, как советует Артём и делай. Потом поймёшь и научишься правила нарушать.

Книга не заменит Чихольда, Мюллер-Брокманна, Брингхёрста, Харровера, но я убежден, что начать лучше с учебника, а книги воспринимать как доп. литературу.

Я не очень часто обращаюсь к учебнику сейчас (в основном открываю каталог шаблонов, изредка какую-то главу), но не отменяю подписку. Во-первых, она станет дороже, во-вторых, мне нравится мысль, что я поддерживаю работу этой книги и помогаю бюро издать следующие (надеюсь, что они будут).

С удовольствием рекомендую учебник всем, кто просит подсказать что-то по верстке. Игорь Штанг вот тоже советует: http://nobelfaik.livejournal.com/114586.html

Плюсы

Книга сверстана красиво и по своим же канонам. Можно смело скриншотить в копилку, брать из неё приёмы и учиться по ней. Читать её — удовольствие.

Интерактивность и формат помогают понять контент лучше. Все эти разъезжающиеся стрелочки, меняющийся интерлиньяж — очень приятные мелочи. Контент, похожий на контент в советах, но в книге он лучше подан.

Тесты помогают убедиться, что понял всё правильно. Ещё они частенько заставляли перечитать главу.

Каталог шаблонов. Его удобно держать под рукой: проверять допустима ли конструкция или нет. Отдельно радует, что он появился как обновление к книге после того, как она была закончена.

Не знаю как она устроена технически (надеюсь в техноведре расскажут), но работает хорошо: картинки не тормозят, всегда загружены, листание быстрое, поиск не тормозит. Забываешь, что работает через интернет. Не тормозит даже на старом айпэде 2.

Минусы

Не получится почитать без интернета.

Бюрошный шрифт хорошо выглядит на ретине, но не очень на неретиновых экранах. Надеюсь браузеры и экраны подтянутся.

Иногда не хватает примеров (как раз за примерами и можно идти в упомянутые книги).

Слишком быстро кончается, с удовольствием бы прочитал книгу втрое толще.

Готов ответить на вопросы, если вдруг у кого есть.

Подписаться на блог…

Почему у корпоративных продуктов плохой дизайн и что делать

Скриншот 1С (1С, прости)

Интерфейсы корпоративных программ (те программы, которые компании покупают для своих сотрудников) —лакомый кусочек для самоутверждения дизайнера. Всем нравится показывать как там всё технозависимо, неудобно, нелогично, какая там эстетика 15-летней давности. Да что таить, у меня и самого сохранены интерфейсные решения из нескольких, с пометкой «так делать нельзя».

Я попытаюсь рассказать всем, кто не сталкивался с этим, почему так получается. Не обещаю исчерпывающего рассказа и надеюсь, что если что-то пропущу, то кто-то допишет в комментарии.

Почему так

Покупает не пользователь

Все относительно просто, когда пользователь покупает себе программу сам. Если мне не нравится Виндоуз, я куплю Мак, если не нравится мейл.апп на маке, я куплю себе какой-то другой почтовый клиент. В корпоративном секторе не так. Пользователи (например, секретари) не выбирают себе систему документооборота. А у тех, кто покупает (например, Административный директор или ИТ-директор), другие приоритеты (↓).

Другие приоритеты

Не то, что бы всем дизайн до лампочки. Дизайн и удобство приложения вообще стоя́т не очень высоко. Примерно после решения проблемы, технологической платфомы, стоимости лицензии и внедрения, поддерживаемости, интегрируемости в платформу, стоимости лицензий и внедрения, наличия хорошего внедренца.

Фичелисты побеждают

При покупке продукты часто сравнивают по фичелистам: списку возможностей. Менеджер у клиента составляет такую табличку, пробегается по альтернативам и ставит галочки. Удобный интерфейс — одна строчка, а «наличие поддержки протоколов smtp, imap, pop3, exchange» — сразу четыре строки с галочками. Поэтому часто функции делают очень простыми, чтобы заявить наличие галочки.

Компании-разработчики — технологические

Бывают компании дизайнерские, а бывают технологические. Когда возникает конфликт технологии и дизайна Эппл скорей поменяет технологию, чтобы выдержать дизайн, Гугл сменит дизайн, чтобы не менять технологию. В разработке корпоративных продуктов технология часто побеждает дизайн.

Легаси в технологиях

Легаси — профессиональный жаргонизм, которым обозначают старое технологическое наследство. Технологическая основа продуктов часто старая: у многих основные компоненты были написаны 10 или более лет назад. За эти 10 лет к ним с разной успешностью применяли новые на тот момент фреймворки и языки. Такой зоопарк приводит к тому, что современные решения приделать тяжело, удобный поиск не сделать, потому что база не той схемы, современные паттерны использовать нельзя, потому что Джава 1.4 (это старая).

У клиента тоже могут быть старое оборудование и программы. Они разрабатывались ещё для компьютеров с Виндоуз ХР и работают с оборудованием через СОМ-порт. Новые программы должны работать не хуже имеющихся, поэтому вынуждены поддерживать старую операционную систему, браузер, оборудование, этот старый порт и уметь печатать имеющимися матричными принтерами. Как только упоминаешь, что приложение должно работать на ИЕ 6.0, все фронтендеры сразу грустнеют.

Продукт-конструктор выгоден интегратору

Корпоративные продукты редко продаются от вендора напрямую — это сложно. Разработчик продает через реселлеров (интеграторов). Реселлеры зарабатывают на комиссии за лицензии, но основной их зароботок — проекты по внедрению. Проданный продукт надо установить, отладить, настроить отчетность и сбор данных, написать инструкции и обучить пользователей, а потом ещё поддерживать и решать проблемы.

Продукт с большим количеством разнообразных (часто ненужных) настроек более интересен интегратору — его можно дороже внедрить. Простой продукт, который не требует настройки и сразу работает не даст интеграторам заработать, а без интеграторов разработчик не сможет достучаться до клиентов.

Сложно найти дизайнеров

Дизайнеры предпочитают сайты, а не системы документооборота или CRM. CRM обычно непрезентабельна, сложна, её нельзя было выложить на биханс или дриббл. Иногда находятся дизайнеры, которых это не пугает. Часть из них сразу тухнут от сложности систем и уровня абстракции.
А те, что находятся со временем уходят во внутренний Таиланд.

Фичи неконтролируемо растут

Большой, сочный закачик (условный, Росгаз или Нефтьпром) легко продавит нужное ему решение даже в коробочный продукт. Продукт раздуют функцией, нужной только Росгазу. Если таких заказчиков несколько, но получается зоопарк, плохо живущих друг с другом функций.

В любой непонятной ситуации добавляется параметр

Т. к. функций много (см ↑) то в любой непонятной ситуации проще не принимать решение и сказать «давайте сделаем настройку, кому надо — настроят под себя». Излишние параметры делают продукт грузным, неповоротливым и сложным.

Менять что-то страшно и дорого

Часто многие понимают необходимость изменений, но менять большой продукт сильно страшновато, да ещё и дорого. «Сделать красиво и удобно» часто не является достаточной причиной для больших изменений.

Новые решения могут быть слишком смелы

Показывать пароль в открытом виде — хорошо и правильно, но такое решение идет со скрипом на всех уровнях: дизайн, согласование дизайна, в разработке, в тестировании, и даже у пользователей.

Какая-то безрадостная картина выходит. Расскажу что помогает и что можно делать.

Что помогает

Сервисы вокруг приучают к хорошему

Клиенты, пользователи и менеджеры привыкают к удобству почты, телеграма и фейсбука. После того, как они узнали как аттачить файл перетаскиванием, они не хотят обратно бегать по папкам и выбирать файлы по одному. Люди, воспитанные айфоном будут просить себе рабочий айфон, а не блекберри.

Конкуренция

Рано или поздно появляются компании, которые делают продукты не хуже по функциональности, но лучше по дизайну. Со временем забивать на дизайн можно будет всё меньше и меньше, иначе съедят конкуренты.

В новый релиз можно включить и шепотку дизайна

Периодически бывают большие релизы продукта. В них смена технологии, сильные функциональные изменения и иногда даже переосмысление продукта. В этот момент в них можно подмахнуть и редизайн. Почти всегда это воспринимается нормально. Кроме всего прочего, редизайн помогает пользователям увидеть эти сами новые функции, почувствовать, что продукт стал лучше и новей.

Что делать

Не сдаваться и делать хорошо

Важно делать настолько хорошо, насколько можешь, даже если вокруг всем плохо — ок.

Продавать идею менеджеру продукта

Если объяснить менеджеру пользу хорошего дизайна для клиента и его пользователей, то менеджер встанет на вашу сторону, скорректирует планы, заложит дополнительное время и найдет способ это сделать.

Продавать идею заказчику

Если не удается продать идею менеджеру, иногда можно продать её заказчику. Он загорится, а с желаниями заказчиков обычно считаются.

Договариваться с тестировщиками

Можно зайти с обратной стороны: договориться с тестировщиками или внедренцами чтобы завели баг (сообщение об ошибке). Ошибки часто чинят в первую очередь, даже если они не очень критичны. Можно воспользоваться этой особенностью.

Договариваться с разработчиками

Если разработчикам не всё равно, что они делают, то иногда договориться в обход всех прямо с ними. Когда уже сделано, и менеджеры, и тестировщики, и клиент сразу понимают, что так и надо было. Согласиться на сделанное легко.

Переводить на язык бизнеса

Если хороший для пользователя дизайн перевести на язык бизнеса, то его покупают охотней. Не «удобней заводить задачи», а «понадобится на 25% меньше операторов».

Делать концепты

Когда все заранее знают, что это концепт, проще относятся к более смелым решениям. Да и дизайнеру проще принимать более смелые решения. А если концепт удаётся, то у всех участников появляется большее желание его сделать. Эдакая визуализация мечты.

Ссылки по теме:
http://www.lowkee.com/all/sever/

Что забыл? Где не прав? Что думаете?

Подписаться на блог…

Нериторические вопросы

Риторическими вопросами часто выражают скрытую критику, манипуляцию и пассивную агрессию. Никто даже и не подразумевает ответов в вопросах:

Кто тебя так учил верстать?
Ты знаешь про теорию близости?
Ты про паттерны разработки вообще в курсе?
Ты проверял перед коммитом?

Если в коллективе принято так общаться, то люди привыкают просто пропускать такие вопросы. Заодно привыкают не отвечать и на обычные, возникает тупняк:

— Почему ты так сделал?
— А как надо? Скажи как, я сейчас переделаю.

А мне же хочется не переделки, мне хочется чтобы просто объяснили почему так.

Или:

— Почему тут зеленый?
— Давай заменю на другой.

Да мне не надо другой, расскажи почему зеленый, может всё и ок.

В этих случаях вопрос — это просто вопрос: спрашивают почему кнопка именно тут, а цвет зеленый. Хотят знать, почему она тут и зеленый. Не надо оправдываться, надо ответить.

Чтобы вопросы не выглядели риторическими я добавляю в них разных слов, чтобы не было ощущения что вопрос автоматический:

Было Стало
Почему тут… Расскажи, а почему тут…
Я не очень пойму, почему тут…
Тебе не кажется, что? Мне кажется, что… Что думаешь?

Я стараюсь не употреблять в этих добавках «ты», чтобы не было так:

—А почему ты решил, что так лучше?

Даже если мне правда интересно, выглядит это как наезд.

А как вы спрашиваете так, чтобы не было ощущения риторического вопроса? Поделитесь приёмами.

Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: зачем в мире столько шрифтов

Меня давно спросили в фейсбуке «зачем столько шрифтов». Я уже писал ответ в фейсбуке, но решил выложить ответ сюда, немного дополнив и снабдив примерами. Заодно не потеряется.

Я бы выделил у шрифта несколько влияющих на них аспектов.

Носитель и технология

Шрифты неотделимы от технологии отображения и носителя. Под технологией я подразумеваю: аттики, рукописи, широконечное и остроконечное перо, печатные станки, плохая и хорошая бумага, газеты, фотонабор, экраны низкого и высокого разрешения. Технология долго определяла внешний вид, да и до сих пор влияет очень сильно.

Некоторые шрифты появились из-за необходимости вписаться в технологию или благодаря созданию новой. Если газета печатается на плохой бумаге, то не получится использовать тонкий, изящный шрифт — он размажется и текст будет не прочитать. То, что можно позволить себе на современном экране с ретиной было немыслимо в газете век назад.

Известный всем шрифт «Таймс Нью Роман» был создан специально для газеты Таймс. В отличие от других газет у Таймс была хорошая бумага и шрифт мог использовать это преимущество. Процитирую сайт Паратайпа:
Новый ри­сунок оп­равдал ожи­дания Мо­рисо­на, ко­торый хотел соз­дать прив­ле­катель­ный текс­то­вой шрифт с вы­сокой удо­бочи­та­емостью и од­новре­мен­но по­вышен­ной ём­костью для печати на хо­рошей бумаге. Именно такой рес­пекта­бель­ный шрифт мог и удов­летво­рить тре­бова­ния ру­ководс­тва газеты «Таймс», и со­от­ветс­тво­вать ус­ло­ви­ям про­из­водс­тва газеты, а также предс­тав­ле­ни­ям ее чи­тате­лей.
http://www.paratype.ru/arts/TimesNewRoman

Мода и исторические периоды

Скульптура, живопись, архитектура прошли готику, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, ар-деко, пару модернизмов и вошли в постмодернизм. Аналогичные периоды были в типографике и шрифтах. Мода менялась: на смену гуманистическим шрифтам, написанным от руки приходили геометрические, расчерченные циркулем и линейкой, а потом все менялось обратно.

Сюда же можно включить реформы орфографии, сильно меняющие письмо (как гражданская азбука Петра I). И ещё сюда я бы включил традиционные шрифты разных народов: антиква, готика, швабахер, фрактура, разные периоды славянской письменности, иероглифы, арабскую вязь.

Чтобы подчеркнуть саму новизну идеи, могли использовать новый шрифт.
Вот чрезвычайно краткая история шрифтов (здесь те шрифты, без которых никак, пропущено очень много важных с точки зрения истории).

Функция: какую задачу шрифт решает

Акцидентный привлекает внимание и создает атмосферу, текстовый создаёт как можно более равномерную полосу (она называется «серебро набора»), не отвлекает от чтения и всячески ему помогает. Экранный хорошо виден на плохом старом мониторе с низким разрешением, Вердана хорошо смотрится на плохом экране в мелком. Тонкие начертания снижают шум на картах, диаграммах и помогают создать информационные слои. Навигационные обычно имеют небольшие прописные и хорошо различимые строчные. Шрифт для автомобильных номеров затрудняет их подделку: из „о“ нельзя сделать „р“ или „q“, пририсовав сбоку палочку. Есть даже шрифты для дислексиков.

Функции почти всегда противоречат друг другу: невозможно сделать шрифт, который будет одновременно хорошо смотреться в текстовом наборе и привлекать внимание к афише. Лучше не делать навигацию сделать акцидентным заголовочным шрифтом.

Что будет, если ошибиться с типом шрифта:

Эстетическая: насколько шрифт красив сам по себе

В эстетику я бы записал параметры литер: пропорции и форму знаков, выносных элементов, засечек, овалов и соединений; параметры набора: ритм, межбуквенные и внутрибуквенные просветы. Шрифт, нарисованный с историческими ошибками, будет выглядеть халтурой. Шрифт, в котором встречаются аккуратные, осмысленные отступления от канонов и идеальности будут добавлять «теплой ламповости».

Частая ошибка начинающих шрифтовых дизайнеров, особенно нерусскоязычных: если нет буквы „И“, то можно отразить букву „N“. Эта халтура всегда будет видна по толщине штриха. У „N“ наклонная черта — основной штрих, он будет толстым, у „И“ основные вертикальные, а наклонный — соединительный, поэтому он будет тонким.

Аналогичные правила есть не только у шрифта, но и у типографики в целом. Флаговый набор или выключка, стиль заголовков, вид текстовых выделений, контраст тоже определяются технологией, модой, функцией и эстетикой. Но об этом не сейчас.

Разные ссылки

Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: темная и светлая темы

Андрей Чулков спрашивает:

Какое сочетание более благоприятно для глаз с точки зрения чтения или работы с текстами — темные буквы на светлом фоне или наоборот светлые буквы на темном фоне?

Чаще говорят, что текст вывороткой (светлым на черном или темном цветном фоне) трудно читать. Правило не жесткое, так нужно не всегда, Лебедев приводит его как пример того, что в дизайне правил нет (http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/99 ).

Мне удалось найти несколько исследований.

Темный на светлом лучше, если вокруг светло

http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00140139.2013.790485
Темные сиволы на светлом фоне лучше читаются и именно такой вариант рекомендуется для читателей всех возрастов. (здесь и далее перевод мой)

https://www.quora.com/Usability-Are-there-any-studies-regarding-readability-of-inverted-light-on-dark-schemes-in-software-design
Томас Финни из Фонтлаба: при хорошем освещении черный цвет на белом фоне предпочтительней. Однако в темноте другие решения могут быть удачней.

Там же: на типографической конференции Тайпо Берлин в мае 2016 года Данин At Typo Berlin in May 2016, Nadine Шахин из Монотайпа рассказала о результатах исследования. Если коротко, лучше черный на белом. Но ночью для водителей белый слишком яркий, поэтому лучше использовать инверсную схему. Исследование продолжается.

Дэвид Огилви в своей книге «Огилви о рекламе» пишет, что реклама, набранная вывороткой приводит к трёхкратному падению числа откликов на неё.

https://blog.tatham.oddie.com.au/2008/10/13/why-light-text-on-dark-background-is-a-bad-idea/
Bauer, D., & Cavonius, C., R. (1980). Improving the legibility of visual display units through contrast reversal. In E. Grandjean, E. Vigliani (Eds.), Ergonomic Aspects of Visual Display Terminals (pp. 137-142). London: Taylor & Francis
Темный цвет на светлом фоне читается на 26% процентов лучше, чем светлый на темном.
Джейсон Харрисон (Jason Harrison) из университета Бритиш Коламбиа объясняет эти 26% так: людям с астигматизмом (примерно 50% всех людей) трудней читать светлое на темном, такая комбинация вызывает у них затуманивание шрифта.

Наверное, есть ещё исследования про усталость от экрана, но я их не встречал.

Синий мешает спать

https://justgetflux.com/research.html
На сайте флюкса собраны исследования о том, что вечером переизбыток синего освещения мешает засыпать. Флюкс подкрашивает экран в желто-красные оттенки после заката и делает нахождение за компьютером комфортней. Проверил на себе, рекомендую.

Хотя бы минимально контрастно

Консорциум в3ц занимается в том числе вопросами доступности сайтов. Их рекомендация — контраст не менее 4.5:1 для обычного текста и 3:1 для крупного.

Мой опыт

Во всех программах у меня установлен светлая тема. Даже когда читаю вечером не могу включать инверсную схему, мне с ней тяжело. Ночью понижаю яркость планшета до минимума. Читаю книги и днем, и вечером на сепии, а вечером дополнительно использую флюкс.

Выворотный шрифт кажется немного тоньше аналогичного на светлом, поэтому ещё надо делать чуть жирнее (хорошо, если в шрифте есть достаточно начертаний). На картинке ниже у светлого на черном + шаг толщины (medium против regular).

Выводы

  1. Если светло, то светлая тема лучше читается.
  2. Ночью лучше сильно понижать яркость и использовать ночную тему.
Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: рубленый шрифт

Начал на работе внутренние советы по дизайну. Кроме прочего интересно сколько вопросов будет. Кажется, что всем пофиг и через недельку вопросы кончатся. Иногда буду постить сюда свои ответы, советы или решения.

Первый — про рубленые шрифты в книгах. Андрей Чулков спрашивает:

Прочитал что для книг нужен рубленый шрифт, это так?

Нет, это не так. И даже в более мягкой формулировке «Для книг обычно лучше использовать рубленый шрифт» тоже не так.

Традиция для книг — с засечками

Исторически сложилось, что книги набирались шрифтами с засечками, рубленые шрифты появились на несколько веков позднее (в конце 19 века). Поэтому сложившаяся привычная практика — основной текст книги набирать шрифтами с засечками.

Дизайнеры говорят, что засечки помогают глазами следовать строке, чтение ускоряется, и глаза меньше устают. На первый взгляд это кажется логичным. Существуют научные исследования на эту тему разной степени фундаментальности. Мне не удалось найти ни одного подтверждения, что засечки существенно влияют на скорость чтения. Статистически измеримый эффект иногда есть, но он невелик.

Специфические книги

Все написанное выше касается обычных книг для взрослых. В книгах для детей, брошюрах, журналах ситуация другая. Для детских книг обычно используется гротеск крупного кегля. Точной причины не встречал, но думаю потому что у букв без засечек проще форма и их проще выучить. Известный пример — знакомая с детства гарнитура «Букварная», которой набирались буквари.

Иногда книги печатаются рубленым шрифтом из-за стилистических требований или требований моды. Например, «Новая типографика» (http://www.artlebedev.ru/izdal/novaya-tipografika-2016/) неспроста набрана именно так. Во время написания книги (1920-е годы) гротеск сам по себе олицетворял современность и эту самую новую типографику. Было бы странно набирать её «старомодным» шрифтом.

Влияние личных предпочтений

Лично мне проще читать с засечками, я иногда меняю в читалке шрифт и гротеск мне не нравится. Антиквенный шрифт настраивает меня на чтение, а гротеск нет. Но это мои особенности. Мне кажется на сложившуюся практику сильно влияет то, что большинство современных взрослых читателей выросли именно на книгах с засечками. Непонятно, что было бы, если бы они с детства видели в книгах один гротеск.

Для закрепления

  1. Тот, кто заявил «для книг нужен рубленый шрифт» не шарит и слишком категоричен.
  2. Книги обычно набираются шрифтом с засечками, так сложилось исторически.
  3. Значимой разницы в технических параметрах: скорости считывания, различимости, числе ошибок между шрифтами с и без засечек не выявлено.
  4. Выбор шрифта — это не всегда вопросы считывания, это ещё вопросы ощущения, стиля, настроения, передачи эпохи.

Ссылки

Вот пример исследования: sciencedirect.com/science/article/pii/S0042698905003007
Вот ещё обзор исследований: digilinux.ru/2013/05/13/sans-serif-legibility/

Подписаться на блог…
Ранее Ctrl + ↓