Rose debug info
---------------

Позднее Ctrl + ↑

Почему у корпоративных продуктов плохой дизайн и что делать

Скриншот 1С (1С, прости)

Интерфейсы корпоративных программ (те программы, которые компании покупают для своих сотрудников) —лакомый кусочек для самоутверждения дизайнера. Всем нравится показывать как там всё технозависимо, неудобно, нелогично, какая там эстетика 15-летней давности. Да что таить, у меня и самого сохранены интерфейсные решения из нескольких, с пометкой «так делать нельзя».

Я попытаюсь рассказать всем, кто не сталкивался с этим, почему так получается. Не обещаю исчерпывающего рассказа и надеюсь, что если что-то пропущу, то кто-то допишет в комментарии.

Почему так

Покупает не пользователь

Все относительно просто, когда пользователь покупает себе программу сам. Если мне не нравится Виндоуз, я куплю Мак, если не нравится мейл.апп на маке, я куплю себе какой-то другой почтовый клиент. В корпоративном секторе не так. Пользователи (например, секретари) не выбирают себе систему документооборота. А у тех, кто покупает (например, Административный директор или ИТ-директор), другие приоритеты (↓).

Другие приоритеты

Не то, что бы всем дизайн до лампочки. Дизайн и удобство приложения вообще стоя́т не очень высоко. Примерно после решения проблемы, технологической платфомы, стоимости лицензии и внедрения, поддерживаемости, интегрируемости в платформу, стоимости лицензий и внедрения, наличия хорошего внедренца.

Фичелисты побеждают

При покупке продукты часто сравнивают по фичелистам: списку возможностей. Менеджер у клиента составляет такую табличку, пробегается по альтернативам и ставит галочки. Удобный интерфейс — одна строчка, а «наличие поддержки протоколов smtp, imap, pop3, exchange» — сразу четыре строки с галочками. Поэтому часто функции делают очень простыми, чтобы заявить наличие галочки.

Компании-разработчики — технологические

Бывают компании дизайнерские, а бывают технологические. Когда возникает конфликт технологии и дизайна Эппл скорей поменяет технологию, чтобы выдержать дизайн, Гугл сменит дизайн, чтобы не менять технологию. В разработке корпоративных продуктов технология часто побеждает дизайн.

Легаси в технологиях

Легаси — профессиональный жаргонизм, которым обозначают старое технологическое наследство. Технологическая основа продуктов часто старая: у многих основные компоненты были написаны 10 или более лет назад. За эти 10 лет к ним с разной успешностью применяли новые на тот момент фреймворки и языки. Такой зоопарк приводит к тому, что современные решения приделать тяжело, удобный поиск не сделать, потому что база не той схемы, современные паттерны использовать нельзя, потому что Джава 1.4 (это старая).

У клиента тоже могут быть старое оборудование и программы. Они разрабатывались ещё для компьютеров с Виндоуз ХР и работают с оборудованием через СОМ-порт. Новые программы должны работать не хуже имеющихся, поэтому вынуждены поддерживать старую операционную систему, браузер, оборудование, этот старый порт и уметь печатать имеющимися матричными принтерами. Как только упоминаешь, что приложение должно работать на ИЕ 6.0, все фронтендеры сразу грустнеют.

Продукт-конструктор выгоден интегратору

Корпоративные продукты редко продаются от вендора напрямую — это сложно. Разработчик продает через реселлеров (интеграторов). Реселлеры зарабатывают на комиссии за лицензии, но основной их зароботок — проекты по внедрению. Проданный продукт надо установить, отладить, настроить отчетность и сбор данных, написать инструкции и обучить пользователей, а потом ещё поддерживать и решать проблемы.

Продукт с большим количеством разнообразных (часто ненужных) настроек более интересен интегратору — его можно дороже внедрить. Простой продукт, который не требует настройки и сразу работает не даст интеграторам заработать, а без интеграторов разработчик не сможет достучаться до клиентов.

Сложно найти дизайнеров

Дизайнеры предпочитают сайты, а не системы документооборота или CRM. CRM обычно непрезентабельна, сложна, её нельзя было выложить на биханс или дриббл. Иногда находятся дизайнеры, которых это не пугает. Часть из них сразу тухнут от сложности систем и уровня абстракции.
А те, что находятся со временем уходят во внутренний Таиланд.

Фичи неконтролируемо растут

Большой, сочный закачик (условный, Росгаз или Нефтьпром) легко продавит нужное ему решение даже в коробочный продукт. Продукт раздуют функцией, нужной только Росгазу. Если таких заказчиков несколько, но получается зоопарк, плохо живущих друг с другом функций.

В любой непонятной ситуации добавляется параметр

Т. к. функций много (см ↑) то в любой непонятной ситуации проще не принимать решение и сказать «давайте сделаем настройку, кому надо — настроят под себя». Излишние параметры делают продукт грузным, неповоротливым и сложным.

Менять что-то страшно и дорого

Часто многие понимают необходимость изменений, но менять большой продукт сильно страшновато, да ещё и дорого. «Сделать красиво и удобно» часто не является достаточной причиной для больших изменений.

Новые решения могут быть слишком смелы

Показывать пароль в открытом виде — хорошо и правильно, но такое решение идет со скрипом на всех уровнях: дизайн, согласование дизайна, в разработке, в тестировании, и даже у пользователей.

Какая-то безрадостная картина выходит. Расскажу что помогает и что можно делать.

Что помогает

Сервисы вокруг приучают к хорошему

Клиенты, пользователи и менеджеры привыкают к удобству почты, телеграма и фейсбука. После того, как они узнали как аттачить файл перетаскиванием, они не хотят обратно бегать по папкам и выбирать файлы по одному. Люди, воспитанные айфоном будут просить себе рабочий айфон, а не блекберри.

Конкуренция

Рано или поздно появляются компании, которые делают продукты не хуже по функциональности, но лучше по дизайну. Со временем забивать на дизайн можно будет всё меньше и меньше, иначе съедят конкуренты.

В новый релиз можно включить и шепотку дизайна

Периодически бывают большие релизы продукта. В них смена технологии, сильные функциональные изменения и иногда даже переосмысление продукта. В этот момент в них можно подмахнуть и редизайн. Почти всегда это воспринимается нормально. Кроме всего прочего, редизайн помогает пользователям увидеть эти сами новые функции, почувствовать, что продукт стал лучше и новей.

Что делать

Не сдаваться и делать хорошо

Важно делать настолько хорошо, насколько можешь, даже если вокруг всем плохо — ок.

Продавать идею менеджеру продукта

Если объяснить менеджеру пользу хорошего дизайна для клиента и его пользователей, то менеджер встанет на вашу сторону, скорректирует планы, заложит дополнительное время и найдет способ это сделать.

Продавать идею заказчику

Если не удается продать идею менеджеру, иногда можно продать её заказчику. Он загорится, а с желаниями заказчиков обычно считаются.

Договариваться с тестировщиками

Можно зайти с обратной стороны: договориться с тестировщиками или внедренцами чтобы завели баг (сообщение об ошибке). Ошибки часто чинят в первую очередь, даже если они не очень критичны. Можно воспользоваться этой особенностью.

Договариваться с разработчиками

Если разработчикам не всё равно, что они делают, то иногда договориться в обход всех прямо с ними. Когда уже сделано, и менеджеры, и тестировщики, и клиент сразу понимают, что так и надо было. Согласиться на сделанное легко.

Переводить на язык бизнеса

Если хороший для пользователя дизайн перевести на язык бизнеса, то его покупают охотней. Не «удобней заводить задачи», а «понадобится на 25% меньше операторов».

Делать концепты

Когда все заранее знают, что это концепт, проще относятся к более смелым решениям. Да и дизайнеру проще принимать более смелые решения. А если концепт удаётся, то у всех участников появляется большее желание его сделать. Эдакая визуализация мечты.

Ссылки по теме:
http://www.lowkee.com/all/sever/

Что забыл? Где не прав? Что думаете?

Подписаться на блог…

Нериторические вопросы

Риторическими вопросами часто выражают скрытую критику, манипуляцию и пассивную агрессию. Никто даже и не подразумевает ответов в вопросах:

Кто тебя так учил верстать?
Ты знаешь про теорию близости?
Ты про паттерны разработки вообще в курсе?
Ты проверял перед коммитом?

Если в коллективе принято так общаться, то люди привыкают просто пропускать такие вопросы. Заодно привыкают не отвечать и на обычные, возникает тупняк:

— Почему ты так сделал?
— А как надо? Скажи как, я сейчас переделаю.

А мне же хочется не переделки, мне хочется чтобы просто объяснили почему так.

Или:

— Почему тут зеленый?
— Давай заменю на другой.

Да мне не надо другой, расскажи почему зеленый, может всё и ок.

В этих случаях вопрос — это просто вопрос: спрашивают почему кнопка именно тут, а цвет зеленый. Хотят знать, почему она тут и зеленый. Не надо оправдываться, надо ответить.

Чтобы вопросы не выглядели риторическими я добавляю в них разных слов, чтобы не было ощущения что вопрос автоматический:

Было Стало
Почему тут… Расскажи, а почему тут…
Я не очень пойму, почему тут…
Тебе не кажется, что? Мне кажется, что… Что думаешь?

Я стараюсь не употреблять в этих добавках «ты», чтобы не было так:

—А почему ты решил, что так лучше?

Даже если мне правда интересно, выглядит это как наезд.

А как вы спрашиваете так, чтобы не было ощущения риторического вопроса? Поделитесь приёмами.

Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: зачем в мире столько шрифтов

Меня давно спросили в фейсбуке «зачем столько шрифтов». Я уже писал ответ в фейсбуке, но решил выложить ответ сюда, немного дополнив и снабдив примерами. Заодно не потеряется.

Я бы выделил у шрифта несколько влияющих на них аспектов.

Носитель и технология

Шрифты неотделимы от технологии отображения и носителя. Под технологией я подразумеваю: аттики, рукописи, широконечное и остроконечное перо, печатные станки, плохая и хорошая бумага, газеты, фотонабор, экраны низкого и высокого разрешения. Технология долго определяла внешний вид, да и до сих пор влияет очень сильно.

Некоторые шрифты появились из-за необходимости вписаться в технологию или благодаря созданию новой. Если газета печатается на плохой бумаге, то не получится использовать тонкий, изящный шрифт — он размажется и текст будет не прочитать. То, что можно позволить себе на современном экране с ретиной было немыслимо в газете век назад.

Известный всем шрифт «Таймс Нью Роман» был создан специально для газеты Таймс. В отличие от других газет у Таймс была хорошая бумага и шрифт мог использовать это преимущество. Процитирую сайт Паратайпа:
Новый ри­сунок оп­равдал ожи­дания Мо­рисо­на, ко­торый хотел соз­дать прив­ле­катель­ный текс­то­вой шрифт с вы­сокой удо­бочи­та­емостью и од­новре­мен­но по­вышен­ной ём­костью для печати на хо­рошей бумаге. Именно такой рес­пекта­бель­ный шрифт мог и удов­летво­рить тре­бова­ния ру­ководс­тва газеты «Таймс», и со­от­ветс­тво­вать ус­ло­ви­ям про­из­водс­тва газеты, а также предс­тав­ле­ни­ям ее чи­тате­лей.
http://www.paratype.ru/arts/TimesNewRoman

Мода и исторические периоды

Скульптура, живопись, архитектура прошли готику, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, ар-деко, пару модернизмов и вошли в постмодернизм. Аналогичные периоды были в типографике и шрифтах. Мода менялась: на смену гуманистическим шрифтам, написанным от руки приходили геометрические, расчерченные циркулем и линейкой, а потом все менялось обратно.

Сюда же можно включить реформы орфографии, сильно меняющие письмо (как гражданская азбука Петра I). И ещё сюда я бы включил традиционные шрифты разных народов: антиква, готика, швабахер, фрактура, разные периоды славянской письменности, иероглифы, арабскую вязь.

Чтобы подчеркнуть саму новизну идеи, могли использовать новый шрифт.
Вот чрезвычайно краткая история шрифтов (здесь те шрифты, без которых никак, пропущено очень много важных с точки зрения истории).

Функция: какую задачу шрифт решает

Акцидентный привлекает внимание и создает атмосферу, текстовый создаёт как можно более равномерную полосу (она называется «серебро набора»), не отвлекает от чтения и всячески ему помогает. Экранный хорошо виден на плохом старом мониторе с низким разрешением, Вердана хорошо смотрится на плохом экране в мелком. Тонкие начертания снижают шум на картах, диаграммах и помогают создать информационные слои. Навигационные обычно имеют небольшие прописные и хорошо различимые строчные. Шрифт для автомобильных номеров затрудняет их подделку: из „о“ нельзя сделать „р“ или „q“, пририсовав сбоку палочку. Есть даже шрифты для дислексиков.

Функции почти всегда противоречат друг другу: невозможно сделать шрифт, который будет одновременно хорошо смотреться в текстовом наборе и привлекать внимание к афише. Лучше не делать навигацию сделать акцидентным заголовочным шрифтом.

Что будет, если ошибиться с типом шрифта:

Эстетическая: насколько шрифт красив сам по себе

В эстетику я бы записал параметры литер: пропорции и форму знаков, выносных элементов, засечек, овалов и соединений; параметры набора: ритм, межбуквенные и внутрибуквенные просветы. Шрифт, нарисованный с историческими ошибками, будет выглядеть халтурой. Шрифт, в котором встречаются аккуратные, осмысленные отступления от канонов и идеальности будут добавлять «теплой ламповости».

Частая ошибка начинающих шрифтовых дизайнеров, особенно нерусскоязычных: если нет буквы „И“, то можно отразить букву „N“. Эта халтура всегда будет видна по толщине штриха. У „N“ наклонная черта — основной штрих, он будет толстым, у „И“ основные вертикальные, а наклонный — соединительный, поэтому он будет тонким.

Аналогичные правила есть не только у шрифта, но и у типографики в целом. Флаговый набор или выключка, стиль заголовков, вид текстовых выделений, контраст тоже определяются технологией, модой, функцией и эстетикой. Но об этом не сейчас.

Разные ссылки

Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: темная и светлая темы

Андрей Чулков спрашивает:

Какое сочетание более благоприятно для глаз с точки зрения чтения или работы с текстами — темные буквы на светлом фоне или наоборот светлые буквы на темном фоне?

Чаще говорят, что текст вывороткой (светлым на черном или темном цветном фоне) трудно читать. Правило не жесткое, так нужно не всегда, Лебедев приводит его как пример того, что в дизайне правил нет (http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/99 ).

Мне удалось найти несколько исследований.

Темный на светлом лучше, если вокруг светло

http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00140139.2013.790485
Темные сиволы на светлом фоне лучше читаются и именно такой вариант рекомендуется для читателей всех возрастов. (здесь и далее перевод мой)

https://www.quora.com/Usability-Are-there-any-studies-regarding-readability-of-inverted-light-on-dark-schemes-in-software-design
Томас Финни из Фонтлаба: при хорошем освещении черный цвет на белом фоне предпочтительней. Однако в темноте другие решения могут быть удачней.

Там же: на типографической конференции Тайпо Берлин в мае 2016 года Данин At Typo Berlin in May 2016, Nadine Шахин из Монотайпа рассказала о результатах исследования. Если коротко, лучше черный на белом. Но ночью для водителей белый слишком яркий, поэтому лучше использовать инверсную схему. Исследование продолжается.

Дэвид Огилви в своей книге «Огилви о рекламе» пишет, что реклама, набранная вывороткой приводит к трёхкратному падению числа откликов на неё.

https://blog.tatham.oddie.com.au/2008/10/13/why-light-text-on-dark-background-is-a-bad-idea/
Bauer, D., & Cavonius, C., R. (1980). Improving the legibility of visual display units through contrast reversal. In E. Grandjean, E. Vigliani (Eds.), Ergonomic Aspects of Visual Display Terminals (pp. 137-142). London: Taylor & Francis
Темный цвет на светлом фоне читается на 26% процентов лучше, чем светлый на темном.
Джейсон Харрисон (Jason Harrison) из университета Бритиш Коламбиа объясняет эти 26% так: людям с астигматизмом (примерно 50% всех людей) трудней читать светлое на темном, такая комбинация вызывает у них затуманивание шрифта.

Наверное, есть ещё исследования про усталость от экрана, но я их не встречал.

Синий мешает спать

https://justgetflux.com/research.html
На сайте флюкса собраны исследования о том, что вечером переизбыток синего освещения мешает засыпать. Флюкс подкрашивает экран в желто-красные оттенки после заката и делает нахождение за компьютером комфортней. Проверил на себе, рекомендую.

Хотя бы минимально контрастно

Консорциум в3ц занимается в том числе вопросами доступности сайтов. Их рекомендация — контраст не менее 4.5:1 для обычного текста и 3:1 для крупного.

Мой опыт

Во всех программах у меня установлен светлая тема. Даже когда читаю вечером не могу включать инверсную схему, мне с ней тяжело. Ночью понижаю яркость планшета до минимума. Читаю книги и днем, и вечером на сепии, а вечером дополнительно использую флюкс.

Выворотный шрифт кажется немного тоньше аналогичного на светлом, поэтому ещё надо делать чуть жирнее (хорошо, если в шрифте есть достаточно начертаний). На картинке ниже у светлого на черном + шаг толщины (medium против regular).

Выводы

  1. Если светло, то светлая тема лучше читается.
  2. Ночью лучше сильно понижать яркость и использовать ночную тему.
Подписаться на блог…

Дизайн-вопрос: рубленый шрифт

Начал на работе внутренние советы по дизайну. Кроме прочего интересно сколько вопросов будет. Кажется, что всем пофиг и через недельку вопросы кончатся. Иногда буду постить сюда свои ответы, советы или решения.

Первый — про рубленые шрифты в книгах. Андрей Чулков спрашивает:

Прочитал что для книг нужен рубленый шрифт, это так?

Нет, это не так. И даже в более мягкой формулировке «Для книг обычно лучше использовать рубленый шрифт» тоже не так.

Традиция для книг — с засечками

Исторически сложилось, что книги набирались шрифтами с засечками, рубленые шрифты появились на несколько веков позднее (в конце 19 века). Поэтому сложившаяся привычная практика — основной текст книги набирать шрифтами с засечками.

Дизайнеры говорят, что засечки помогают глазами следовать строке, чтение ускоряется, и глаза меньше устают. На первый взгляд это кажется логичным. Существуют научные исследования на эту тему разной степени фундаментальности. Мне не удалось найти ни одного подтверждения, что засечки существенно влияют на скорость чтения. Статистически измеримый эффект иногда есть, но он невелик.

Специфические книги

Все написанное выше касается обычных книг для взрослых. В книгах для детей, брошюрах, журналах ситуация другая. Для детских книг обычно используется гротеск крупного кегля. Точной причины не встречал, но думаю потому что у букв без засечек проще форма и их проще выучить. Известный пример — знакомая с детства гарнитура «Букварная», которой набирались буквари.

Иногда книги печатаются рубленым шрифтом из-за стилистических требований или требований моды. Например, «Новая типографика» (http://www.artlebedev.ru/izdal/novaya-tipografika-2016/) неспроста набрана именно так. Во время написания книги (1920-е годы) гротеск сам по себе олицетворял современность и эту самую новую типографику. Было бы странно набирать её «старомодным» шрифтом.

Влияние личных предпочтений

Лично мне проще читать с засечками, я иногда меняю в читалке шрифт и гротеск мне не нравится. Антиквенный шрифт настраивает меня на чтение, а гротеск нет. Но это мои особенности. Мне кажется на сложившуюся практику сильно влияет то, что большинство современных взрослых читателей выросли именно на книгах с засечками. Непонятно, что было бы, если бы они с детства видели в книгах один гротеск.

Для закрепления

  1. Тот, кто заявил «для книг нужен рубленый шрифт» не шарит и слишком категоричен.
  2. Книги обычно набираются шрифтом с засечками, так сложилось исторически.
  3. Значимой разницы в технических параметрах: скорости считывания, различимости, числе ошибок между шрифтами с и без засечек не выявлено.
  4. Выбор шрифта — это не всегда вопросы считывания, это ещё вопросы ощущения, стиля, настроения, передачи эпохи.

Ссылки

Вот пример исследования: sciencedirect.com/science/article/pii/S0042698905003007
Вот ещё обзор исследований: digilinux.ru/2013/05/13/sans-serif-legibility/

Подписаться на блог…

Что почитать и посмотреть — 7

Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/93563.html

Более важные-интересные отмечены значком Highlight. [Видео] — видео.

Работа

Is group chat making you sweat? Highlight
Джейсон Фрайд (главный в 37сигналов) пишет, почему рабочие чаты вредят продуктивности.

How to say you’re sorry
В другой статье он же рассказывает как не надо извиняться

Куда двигается Targetprocess / Компания и продукт
Михаил Дубаков рассказывает о планах компании

Давайте я вам историю расскажу, про отзывы и клиентов
Евгений Казначеев показывает какой должен быть хороший саппорт

Дизайн

Tinker With a Neural Network Right Here in Your Browser
Клевая визуализация машинного обучения.

Как мы делали Worldchess.com
Студия Саливана рассказывает как делали Вордчесс

How Typography Can Save Your Life
История про шрифт на американских дорожных знаках

An exhaustive reference to problems seen in real-world data along with suggestions on how to resolve them
Сборник визуальных искажений и манипуляций

All Germany's Penalty Kicks Taken at Once [Видео]
Пример параллельного изложения

Nadya Andrianova
Евроспорт рассказывает о важности и смысле командной тактики в велогонках. Смотрите с точки зрения дизайна.

Образование

Древняя Греция за 18 минут [Видео]
Арзамас подготовил короткое видео про историю Древней Греции. Для тех, кто как я ничего со школы не помнит.

(Доказательная медицина: Что это и почему нас часто лечат неправильно
Вводный рассказ про доказательную медицину, что это и зачем

Самый лучший детский сад на свете [Видео]
Такахару Тезука рассказывает об одном детском саду в Японии

After Seeing These +15 Maps You’ll Never Look At The World The Same
Реальные размеры стран
Две подборки карт, которые показывают реальный размер стран

Artem Gorbunov
Бюро начало новый вектор — учит кофейному делу. Очень хотел пойти на первый мастер-класс, но не смог, слег на день. Если не пойдете на мастер-класс, посмотрите видео.

Колоть или не колоть
НамочиМанту рассказывает о прививках

Meet Graham
Австралийцы придумали человека, который выживет в автокатастрофе.

Почему можно мочить пробу Манту
НамочиМанту рассказывает

Шапито

We're The Superhumans Highlight [Видео]
Трейлер параолимпиады в Рио

Paris' past and present meet in drop dead gorgeous photographs
На Машэбле совмещение старых и современных фотографий Парижа

Как работает детская фантазия [Видео]
В детстве именно так и играли

Как пилот «Формулы-1» видит гоночную трассу? [Видео]
Нико Хюлькенбергу навесили айтрекинговые очки и посмотрели за его реакцией

CLIMBING THE EIFFEL TOWER + DRONE [Видео]
Двое безбашенных руферов полезли на Эйфелеву башню

Общество

The New York Times Magazine: семья, которая разоблачила российскую допинговую систему
История из начала допингового скандала. Атлетка, принимавшая допинг и сотрудник антидопинговой службы поженились, почти развелись и разоблачили российскую государственную программу спортивного мошенничества.

Почему вы ненавидите русских?
Почему многоэтажные спальные микрорайоны – это плохо
Илья Варламов рассказывает что не так с новыми районами в России.

Почитайте заодно его рассказы про новые районы в Европе:
Коппенгаген
Гётеборг
Мюнхен

Чурки, пидоры и тёлки
Саша Волкова о том, как подбирать слова

Все выпуски по тегу что почитать.

Подписаться на блог…

Когда здороваться в почте, смс и мессенджерах

В дополнение к человеческому и офисному этикету. Я писал про уместность и частоту здорования, но обошел стороной электронные средства.

Главный принцип: здороваться только при начале коммуникации — это может быть рабочий день в офисе, серия звонков, тред в письмах, переписка в мессенджере. При продолжении той же коммуникации уже можно не здороваться. Если не видно явного начала новой коммуникации, значит продолжается предыдущая. В эл. почте, телеграме и смс переписка одна коммуникация растягивается на неделю, часто непонятно где её начало, а где конец.

Здороваться:

  • в электронной почте: при начале новой переписки или если вас к ней подключают (в этом случае ещё будет полезный акцент, что вы только подключились),
  • при звонке по телефону,
  • в смс и месседжере: при первом сообщении человеку или если прошлое сообщение было очень давно.

Не стоит:

  • в каждом ответе на каждое письмо — это как здороваться перед каждой новой фразой в устном диалоге: глупо и смешно,
  • в письме, если сообщение по формату больше похоже на смс или мессенджер,
  • при повторном звонке «ой, слушай, я тут ещё забыл».

В общих чатах, где постоянно так или иначе кто-то пишет, можно здороваться только когда вас туда добавляют.

Нет ничего зазорного в том, что поздороваться с кем-то повторно, а вот запоминать с кем уже здоровался, а с кем нет — признак навязчивых состояний. Я знаю о существовании людей, которые даже проводят контроль четности: нельзя поздороваться за руку второй раз за день, ведь это значит попрощаться — придётся сразу здороваться третий раз. Не тратьте на это время и свою память на это.

На приветствия и расшаркивания собеседники тратят время, чем быстрей средство коммуникаций, тем меньше нужно этих расшаркиваний.

Что думаете? Как здороваетесь в эл. средствах вы?

Все посты про этикет: http://mikeozornin.ru/blog/tags/etiket/.

Подписаться на блог…

Глобальная конкуренция и внутрикорпоративные миры

Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/93167.html

Я замечаю, что в компаниях разного размера бывают сходные странные ситуации. Все они кажутся мне пережитком прошлого. Меня искренне удивляет, когда:

  1. В компании есть отдел дизайна и весь дизайн положено делать через него. Дизайн получается так себе, но обратиться наружу, чтобы заказать промостраницу, нельзя.
  2. Аналитиков, дизайнеров и разработчиков всё время не хватает. Новый продукт начнут делать как только найдут всех трёх, иногда это занимает 6-9 месяцев. Отдать на аутсорс нельзя, поэтому новый продукт очень долго даже не начинают.
  3. Жизнь компании ускоряется к конференции, всем сразу становится всё надо: спроектировать и разработать продукт или хотя бы прототипчик, собрать промостраницу, наверстать листовок и буклетов, наделать презентаций или даже забахать сайт. Но ничего из этого нельзя отдать наружу. Все перегружены, ничего не успевают, срезают углы и жертвуют качеством.

Почему не делают

Отдавать наружу страшно, особенно в первый раз. Кажется, что исполнители будут делать долго, дорого, а в итоге получится плохо: нарушат гайдлайны, не выдержат брендинг, выбьются из коммуникационной стратегии, не смогут обеспечить целостный пользовательский опыт, в коде же будут только костыли и велосипеды. Кроме этого они ещё украдут все идеи и сделают всё самостоятельно.

Как надо

  • Доверяйте менеджеру продукта. В рамках бюджета делайте все, что кажется полезным и оправданным.
  • Опишите, что такое хорошо. Чтобы не получилось плохо, неправильно ограничиваться внутренними исполнителями. Лучше фиксировать и обговорить важные требования: к дизайну, брендингу, программной архитектуре и используемым технологиям и дать свободу выбора исполнителя.
  • Берегите хороших подрядчиков. Чтобы не выбирать мучительно второй раз можно вести список тех, с кем получилось, и тех, с кем ничего не вышло.

Мир глобальный. Каждый должен работать так, чтобы выдержать конкуренцию со Студией, Бюро, Злыми марсианами, кем угодно. Надо обогнать хотя бы в чем-то одном, не просадив остальное: сделать почти так же, но принципиально дешевле; сделать ощутимо лучше; успеть закончить быстрей, не потеряв в качестве. Если к вам в компании обращаются только потому, что наружу нельзя — вы в зоне риска.

Ссылка по теме:
http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20151231/

Подписаться на блог…

Рассказал на работе, как не тратить время зря

Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/92728.html

В пятницу рассказал на работе как лучше делать дела: фокус, уведомления, помидорки, закрытые списки, тудушки. На этот раз нормальный звук.

Оглавление

3:20 фокус

  4:14 помидорки
  6:45 уведомления и dnd
  7:58 полноэкранный режим
  8:20 шум в офисе
  14:03 личный календарь
  16:15 соцсети

19:32 закрытые списки

24:52 почта

30:25 мессенджеры

34:05 тудушки

36:15 привычки

40:20 рескьютайм

42:48 упражнения и немного вопросов

Что важного забыл? Кто посмотрит, расскажите как?

Устрою такой же пятничный рассказ у вас в компании, если кому-то это интересно (по визуализации данных тоже могу). Чтобы позвать в гости, напишите на mike.ozornin@gmail.com.

Подписаться на блог…

Человеческий и офисный этикет

Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/92469.html

Приветствие

Не устраивайте «круг почета». Не обязательно при входе в комнату идти по кругу и протягивать руку всем без исключения обладателям Y-хромосом.

Будьте уместны с рукопожатием. Если ваш коллега держит в одной руке телефон, в другой кружку и пытается открыть дверь, не добавляйте ему проблем протянутой рукой.

Соблюдайте личную зону. Когда я, уткнувшись в монитор скайплю, между мной и монитором опускается мужская волосатая рука. Пока её не пожмешь, она не уходит. Не надо так. Вечером ситуация повторяется, всё так же рука опускается и хочет сказать «до свидания».

Не переусердствуйте. Если вам идет навстречу несколько человек, достаточно поздороваться устно или кивком головы. Не блокируйте коридор в ритуальном обмене рукопожатиями.

Не отвлекайте только чтобы поздороваться. Не подходите только для того, чтобы поздороваться, если кто-то говорит по телефону или с коллегам. Если вас заметили и кивнули — достаточно кивнуть в ответ.

Шум

Не кричите. Не кричите при приветствии, оклике, удивлении, радости или горе в рабочих зонах. Шепотом вызовите на кухню и там зарядите своими децибеллами. Не разговаривайте громко в кабинетах и опенспейсах — вы мешаете работать.

Выходите, чтобы поговорить с коллегами. Выходите в коридор поговорить по телефону и обсудить что-то с коллегами, вы мешаете окружающим.

Не отвлекайте. Не подходите без договоренности к людям и не отвлекайте их, выдернете из «потока» на 5 секунд, возвращаться обратно — 30 минут. Подойти и спросить «я отвлеку?» — неправильно, вы уже отвлекли.

Относитесь с уважением ко всем табличкам-статусам. Если написано «Я занята, отвлекать при апокалипсисе», это не шутка. Если надо отвлечь, придумайте как устроить апокалипсис.

Телефон, скайп, мессенджеры

Никаких чудовищных рингтонов. Оставьте крик Мерлина Менсона, Металлику и Продиджи для утреннего будильника. А лучше вообще поступите как в следующем пункте ↓

Выключите у телефона звук. Если боитесь пропустить звонок, наденьте на руку Mi Band, он провибрирует, когда кто-то позвонит. Цена вопроса — 1000 рублей.

Берите телефон с собой. Орущий без хозяина телефон хочется выкинуть.

Соблюдайте скайп-этикет. Не врывайтесь скайповским звонком без предупреждения. Этикет: http://artpolikarpov.ru/2011/12/09/1/

Переходите к делу. Не дожидайтесь ответного «привета» в мессенджере, сразу переходите к делу. Не надо спрашивать «можно ли обратиться за помощью», — сразу обращайтесь.

Не утыкайтесь на встречах в телефон. Если встреча бесполезна — уйдите с неё и не тратьте время. Заведите коробочку на входе переговорки и складывайте туда телефоны.

Не опаздывайте

Как только понимаете что опаздываете, извиняйтесь и предупреждайте.

Что забыл?

Подписаться на блог…
Ранее Ctrl + ↓