Rose debug info
---------------

Как относиться к критике как к комплименту

«Критика — это комплимент» написал в 2011 году Илья Бирман.

Илья пишет о том, что единственная возможная реакция на критику — благодарность. Критикуют только тех, кому хотят помочь, и не поправляют тех, кто безразличен. Нормально реагировать на критику — важный навык в жизни человека.

С тех пор, как я внутренне согласился с Ильей, я задалбываю всех рассказами о том, что критика — комплимент. Можно подумать, что я люблю получать критику, что весело и приятно.

Да ничего подобного!

Моя проблема: критика бесит

Каждый раз, когда мне сообщают об ошибке, я внутри почти вскипаю. Глаза наливаются кровью, я зеленею и превращаюсь в Халка. Вот что успевать пробежать в моей голове за первые 1,5 секунды:

  • Да блин, опять комментарии, сколько можно!
  • Ну куда ты лезешь? Тебя спросили?
  • А сам-то умеешь верстать?
  • Сам такой!
  • Тоже мне в дизайне он понимает, Лебедевы вы все стали!

Даже когда разработчик пишет невинное «Привет, у меня тут вопрос по макету, давай созвонимся?» я внутренне сжимаюсь и думаю «Вот ведь, сейчас покажет дыру в макете, придется переделывать, черт-черт-черт».

Решение: что я делаю, чтобы «бесит» не мешало

Я пока не придумал как сделать так, чтобы все это не лезло. Пока я обхожусь тем, что делают паузу, проговариваю про себя мантру и после этого читаю критику снова. Пока способ помогает.

Вот мантра:

  1. Раз критикуют — хотят помочь и значит не все равно. Если бы было все равно, не написали бы. Не написать проще, чем написать.
  2. Критикуют не меня, а работу: это в тексте ошибка или макет кривой. Нет, если в макет ошибка, это не значит, что я фиговый дизайнер.
  3. В следующий раз будет лучше, главное не тупить и сделать выводы.
  4. Потерпи, если будешь думать и делать, делать и думать, то результат будет лучше, увидишь.
    Особенно этот пункт помогал в Школе стажеров, когда арт-директор разносил в клочья мой диплом. Но без боли на первую итерацию не глянешь.

Иногда по формату и тексту критики понятно, что не хотят помочь, а критикуют для самоутверждения или по какой-то другой причине. На этот случай тоже есть мантра: Ну ладно, ну не пытаются помочь, мне-то что?

Чтобы критика не прошла впустую я действую в два этапа:

  1. Исправляю
  2. Делаю выводы, чтобы такое повторялось как можно меньше:
  • Какой вывод я могу сделать? Из-за чего так вышло?
  • Как снизить число таких ошибок в будущем?
  • Как решить вопрос системно, чтобы ошибка больше не могла появиться в принципе: изменить процесс, записать в чеклист, автоматизировать?
  • Какие сходные ошибки могут быть, чтобы убирать их наперед?

Как критиковать

Кажется, любой адекватный человек будет стараться конструктивней реагировать на критику и делать все, чтобы она была для него комплиментом. Но как видите, это непросто даже тем, кто этого хочет.

Чтобы снизить реакцию Халка на вашу критику, эту критику надо уметь давать. У меня пока с этим непросто: я категоричный, не терплю плохое и при этом уверен, что критика — комплимент для всех. Не будьте так прямолинейны, это почти всех бесит.

Как быть — почитайте вот умных людей:

P. S. После публикации поста получил критику на пост. И ведь все было по делу: дописал краткое содержание поста Ильи Бирмана (чтобы не вынуждать открывать ссылку всех подряд), переписал заголовки и написал важный P. S.

Поделиться
Отправить
Запинить
 3100   2018   критика
Подписаться на блог…