Как относиться к критике как к комплименту
«Критика — это комплимент» написал в 2011 году Илья Бирман.
Илья пишет о том, что единственная возможная реакция на критику — благодарность. Критикуют только тех, кому хотят помочь, и не поправляют тех, кто безразличен. Нормально реагировать на критику — важный навык в жизни человека.
С тех пор, как я внутренне согласился с Ильей, я задалбываю всех рассказами о том, что критика — комплимент. Можно подумать, что я люблю получать критику, что весело и приятно.
Да ничего подобного!
Моя проблема: критика бесит
Каждый раз, когда мне сообщают об ошибке, я внутри почти вскипаю. Глаза наливаются кровью, я зеленею и превращаюсь в Халка. Вот что успевать пробежать в моей голове за первые 1,5 секунды:
- Да блин, опять комментарии, сколько можно!
- Ну куда ты лезешь? Тебя спросили?
- А сам-то умеешь верстать?
- Сам такой!
- Тоже мне в дизайне он понимает, Лебедевы вы все стали!
Даже когда разработчик пишет невинное «Привет, у меня тут вопрос по макету, давай созвонимся?» я внутренне сжимаюсь и думаю «Вот ведь, сейчас покажет дыру в макете, придется переделывать, черт-черт-черт».
Решение: что я делаю, чтобы «бесит» не мешало
Я пока не придумал как сделать так, чтобы все это не лезло. Пока я обхожусь тем, что делают паузу, проговариваю про себя мантру и после этого читаю критику снова. Пока способ помогает.
Вот мантра:
- Раз критикуют — хотят помочь и значит не все равно. Если бы было все равно, не написали бы. Не написать проще, чем написать.
- Критикуют не меня, а работу: это в тексте ошибка или макет кривой. Нет, если в макет ошибка, это не значит, что я фиговый дизайнер.
- В следующий раз будет лучше, главное не тупить и сделать выводы.
- Потерпи, если будешь думать и делать, делать и думать, то результат будет лучше, увидишь.
Особенно этот пункт помогал в Школе стажеров, когда арт-директор разносил в клочья мой диплом. Но без боли на первую итерацию не глянешь.
Иногда по формату и тексту критики понятно, что не хотят помочь, а критикуют для самоутверждения или по какой-то другой причине. На этот случай тоже есть мантра: Ну ладно, ну не пытаются помочь, мне-то что?
Чтобы критика не прошла впустую я действую в два этапа:
- Исправляю
- Делаю выводы, чтобы такое повторялось как можно меньше:
- Какой вывод я могу сделать? Из-за чего так вышло?
- Как снизить число таких ошибок в будущем?
- Как решить вопрос системно, чтобы ошибка больше не могла появиться в принципе: изменить процесс, записать в чеклист, автоматизировать?
- Какие сходные ошибки могут быть, чтобы убирать их наперед?
Как критиковать
Кажется, любой адекватный человек будет стараться конструктивней реагировать на критику и делать все, чтобы она была для него комплиментом. Но как видите, это непросто даже тем, кто этого хочет.
Чтобы снизить реакцию Халка на вашу критику, эту критику надо уметь давать. У меня пока с этим непросто: я категоричный, не терплю плохое и при этом уверен, что критика — комплимент для всех. Не будьте так прямолинейны, это почти всех бесит.
Как быть — почитайте вот умных людей:
- Три закона критики · Максим Ильяхов
- Feedback sandwich · Илья Синельников
- Борьба с пассивно-агрессивным поведением · Максим Ильяхов
- Кнут и пряник · Максим Ильяхов
P. S. После публикации поста получил критику на пост. И ведь все было по делу: дописал краткое содержание поста Ильи Бирмана (чтобы не вынуждать открывать ссылку всех подряд), переписал заголовки и написал важный P. S.