Искренность в извинениях
Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/88352.html
Предположим, я получил письмо:
Уважаемые коллеги,
Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.
Приносим извинения за возможные неудобства.С уважением,
Отдел ИТ
Или, допустим, увидел объявление:
Уважаемые покупатели!
По техническим причинам обслуживание банковских карт временно не производится.
Приносим извинения за доставленные неудобства.Администрация
С первого взгляда всё хорошо, о нас если не позаботились, то извинились.
Однако, по-моему, не всё так радужно. В таких извинениях, как мне кажется, есть несколько проблем:
- Они кажутся ненастоящими: они дежурные настолько, что уже не вызывают никаких чувств ни у автора объявления, ни у читателя. Такие извинения похожи на вопросы «Ça va?» или «How are you?», которые даже теоретически не подразумевают ответа, как же в реальности дела. — How are you? — Fine, thanks, and you?
- «Возможные неудобства» аналогичны «заранее спасибо» (ссылка в тему http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20130512/). Начинает работать манипуляций: в «спасибо» — «Я сказал спасибо, ты мне сейчас обязан», тут — «И не вздумай бузеть, мы заранее предупредили и вообще извинились».
- Подпись «Администрация» еще раз подчеркивает, что людей, которые извиняются, нет. Есть только какая-то обезличенная «Администрация».
Если цель — поддержать формат письма и не нарушить этикет, то ок. Если цель — действительно извиниться, то можно написать.
В письме от админов извинения, по-моему, можно смело убрать без потери чего бы то ни было. Заодно заменил «Уважаемые коллеги» на «Коллеги» и убрал «с уважением».
Коллеги!
Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.
Отдел ИТ.
Если хочется с большей заботой:
Коллеги!
Завтра, 8 мая, с 7.30 до 9.00 будут проводиться плановые работы на сетевом оборудовании. В связи с этим возможны перерывы в работе сети.
Сообщайте о проблемах, если такие будут. Запросы, связанные с сетью, завтра будут обрабатываться с повышенным приоритетом.
План предстоящих работ лежит в вики: ссылка-на-страницу-в-вики.Отдел ИТ.
С объявлением в магазине немного сложнее. Там неудобства не какие-то «возможные», а вполне осязаемые. И лучше попытаться помочь решить возникшие проблемы. Проблема тут одна: Ну допустим, не работают, а что делать? Где банкомат теперь искать?
Вот вариант с небольшой помощью.
По техническим причинам временно не принимаются банковские карты.
Ближайшие банкоматы:
— Банк Пушкино — через дорогу
— Сбербанк — около 200 метров в сторону метро по нашей стороне улицы.
— В обоих вестибюлях метро есть Росбанк
— В ТЦ «Дарья» — банкоматы Альфа-банка и МДМ Банка.Приношу свои извинения,
Алексей Орлов,
директор магазина
А вы как воспринимаете такие фразы? Что чувствуете при этом? Что думаете? Я парайнойю и слишком сгущаю краски, на самом деле это просто фраза этикета? Что скажут любители русской словесности?