Подпись в электронной почте
Каждый Дон Кихот воюет с ветряными мельницами, а каждый дизайнер воюет с неправильными подписями в письмах
О чем речь
Многие из вас видели что-то такое:
или такое:
иногда даже такое:
иногда встречается и такое:
Эти подписи на шкале хорошо-плохо где-то между «плохо» и «полная катастрофа». Мой пост о том, как делать правильно.
Почему это важно
Подпись — такая же неотъемлемая часть письма, как тема, письмо и вложения. Все вместе они влияют на восприятие письма, создают определенную тональность и что-то сообщают об адресанте. Неудачная подпись может испортить впечатление от очень внимательно написанного письма, поэтому на неё нужно обращать не меньшее внимание, чем на само письмо.
Хорошая и плохая подпись
Я уверен, что для подписи в личных письмах достаточно имени и фамилии, а иногда и просто имени. Все нижеперечисленное относится к рабочей переписке, где не всегда можно обойтись только именем и фамилией.
Я бы ориентировался вот на такие моменты:
- Подпись должна быть на языке ваших адресатов
Если пишете на английском — подпись на английском, пишете на русском — подпись на русском. Никаких Best regards и Senior Java Developer в русскоязычной переписке. - Сначала имя, потом фамилия
Писать наоборот, — сначала фамилию, а потом имя — очень формальный стиль. К нему хочется сразу дописать и отчество. Само имя пишите так, как вас следует называть. Внимательные люди будут называть именно так как написано: Света, Даниил, Ася, Маргарет, Митя, Наталия. (см. Не ошибаться в именах) - В подписи не должно быть очевидного
Не надо подписывать, что mike.ozornin@gmail.com — это эл. почта, знак @ однозначно говорит: «Это — адрес электронной почты». Да и вообще сам адрес эл. почты вообще не нужно писать, он же вот, перед глазами у адресата.
Если сайт расположен на том же домене, что и электронная почта, то его тоже можно не указывать. Ваши читатели не глупые и поймут, что у компании с почтой mozornin@ptsecurity.com сайт ptsecurity.com. В некоторых компаниях принято перечислять все сайты в подписи сотрудников, не надо так.
Если без сайта никак нельзя обойтись, тогда из ссылки нужно хотя бы убрать http:// и www. - Телефон — только личный
Если указываете телефон, то только мобильный или городской с добавочным, общий телефон компании лучше не указывать.
Факс тоже лучше не указывать. - Без «С уважением»
Ваши адресаты чувствуют, что вставка в подпись каждого письма «С уважением» не имеет ничего общего с уважением. Вместо этого штампа лучше проявить настоящее уважение и написать удобное для читателя письмо: сформулировать говорящую тему, написать короткое структурированное письмо, ввести в курс дела, приложить все ссылки и файлы, а также явно указать, что вы от человека хотите. - Указывать понятную должность
Очень часто в подпись вставляют должность адресанта, само по себе это не проблема. Однако иногда должность человека неговорящая: специалист, инженер, оператор. В этом случае лучше дополнить формальную должности реальной ролью: Старший специалист → Старший инженер поддержки, Менеджер продукта → Менеджер Яндекс-карт». - Не указывать и должность, и отдел
Нужно стараться не увеличивать подпись без необходимости и указывать что-то одно: или должность, или отдел. Часто можно совместить отдел и должность: вместо длинной комбинации «Отдел технологий разработки + инженер» написать «devops-инженер». - Не нужно писать всю оргструктуру
Если вам нужно указать отдел, то не нужно указывать всю организационную структуру до своего отдела включительно:
Группа разработки систем машинного обучения
Отдел перспективных технологий
Департамент исследований и разработки - Не нужно рекламы почтовых программ и устройств
Подпись — это часть вашего письма, не оставляйте в ней «Отправлено с моего айфона» или «Отправлено из AquaMail для Андроида
http://www.aqua-mail.com».
На самом деле продакт-менеджеры мобильных почтовых клиентов повышают свои метрики и зарабатывают свою премию за счет ваших писем и ваших читателей. Для читателей такая подпись выглядит то ли как хвастовство «Смотри, у меня новый айфон», то ли как неуважение «Мне лень потратить одну минуту на настройку подписи».
- Никакого форматирования
Форматирование привлекает слишком много внимания к подписи и отвлекает от письма. Лучше не использоваться в подписи курсив, полужирное начертание, подчеркивание, выделение цветом, в том числе бледно-серым. Кажется, что бледно-серый приглушенный и его не будет видно, на самом же деле любое изменение цвета видно само по себе. См. иллюстрацию на полях.
Хуже всего выглядит яркий красный текст. - Никаких картинок или логотипов
Не нужно вставлять логотипы компании, продуктов, конференций и митапов, красивые кнопки подписки, логотипы социальных сетей. Как и форматирование картинки привлекают слишком много внимания к письму, а кроме этого могут ещё и сломаться, будет совсем некрасиво (см. Переверстка: письмо из Пикпоинта). - Подпись отделяется от письма двумя пустыми строками
Подпись достаточно отделить пустым место, без всяких линий и черточек. В технологических компаниях существуют люди, которые знают про RFC на эл. почту, где написано, что подпись отделяется двумя дефисами и пробелом. Я бы с ними не спорил.
Но вообще, даже в корпоративной подписи обычно достаточно имени с фамилией и изредка должности.
Примеры хорошей подписи
Вот несколько примеров, которые я считаю допустимыми.
Для совсем небольшой команды:
Михаил Озорнин
Для большой компании с множеством проектов:
Михаил Озорнин
Дизайнер в проекте Apple Don’t Watch
Подпись для тех, кто часто пишет наружу:
Михаил Озорнин
Руководитель пресс-службы Apple Russia
моб: +7 999 999-99-99
Ссылки в тему
В вопросе подписей писем очень много мифов и плохих традиций. Я собрал ещё немного авторитетных мнений про подписи:
alpinabook.ru/catalog/marketing/469181 | Новые правила деловой переписки |
ksoftware.livejournal.com/318907.html | Коля Товеровский борется с подписью в Додо-пицце |
bureau.ru/bb/soviet/20110330 | Совет Ильи Бирмана про подписи |
tema.livejournal.com/2684019.html | Культура электронного письма: 10 заповедей, есть немного про подписи. |
Картинка с серым текстом в примере — манипуляция. Вставить белое пятно посреди текста — это ничего общего с подписью не имеет. Серая подпись в конце письма, отделенная двойной пустой строкой менее акцентирована, чем черная.
«Черная» подпись в конце автоматически будет восприниматься, как часть основного текста и получатель будет на ней задерживаться. Серую просто пропустят.
Остальные моменты автора поддерживаю.
На Западе мое имя некоторые считают женским из-за окончания, свойственного женским именам. После того как в переписке ко мне один раз обратились Ms. Kovin, другой раз Mrs. Kovin, добавил в подпись «(Mr)». Вроде помогло.