9 месяцев в Школе стажёров Бюро
Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/90224.html
Прошел месяц, как я защитил диплом и закончил Школу стажёров. Это были непростые 9 месяцев.
Самое время подвести итоги. Эмоции улеглись, но важное еще не забылось.
Этапы
C 1-го сентября мы сидели на виртуальной парте студентов, грызли гранит теории, сдавали тесты и задания. 5 июня я защитил дипломный проект и получил диплом http://artgorbunov.ru/school/diploma/1sep2014/mihail-ozornin/. Все промежуточные оценки студентов — на странице школы (http://artgorbunov.ru/school/1sep2014/).
1 ступень
Школа встречает теорией: куча лекций, советов и книг. Её усвоение проверятся тестами и заданиями. Задания на этом этапе больше для самоконтроля.
Материал кажется простым, пока не дошёл до тестов. Чтобы ответить, приходится перечитывать всё снова на 3 раза. Некоторые дисциплины казались проще, с некоторыми было трудности. Тесты по верстке каждый раз мне казались чудовищными.
При этом теория сама по себе мало что дает. Прекрасно сдать теорию и параллельно провалить её применение — не вопрос. На одной из недель нам рассказывали про планирование «не впритык» — как обязательно что-то пойдет не так, поэтому важно брать запас времени. Запас позволит сделать в срок и не просесть в качестве. На той же неделе я неплохо сдал тест про «не впритык», а вот задание по редактуре закончил только в 23:58 (в 24:00 — дедлайн). При этом его можно было сделать лучше. Как раз плохо спланировал, недооценил объём. Было стыдно.
2 ступень
Изученную и проверенную теорию мы закрепляли на практике. В течение двухнедельных итераций мы делали задания на верстку, текст, интерфейс, писали понимание задачи и оферту. Итерации накладывались: одновременно доделывали старое задание и делали новое. Со временем мы узнали, что за неделю можно делать не одну версию, а больше, как договоришься с преподавателем. Продающую страницу я успел за неделю показать Максиму раза 4, и в итоге получил хорошие 4,75.
Вторая ступень учила показывать результат как можно раньше. Задание можно неправильно понять, ошибиться в направлении, забыть что-то важное. Раньше покажешь первую версию → раньше узнаешь об ошибках → успеешь переделать в срок.
3 ступень
Чтобы успешно выпуститься из Школы, нужно получить доступ к защите и защитить диплом. Диплом — готовый продукт: веб-сервис, промостраница, интерактивная инфографика, сайт. Красивая картинка не подойдёт, полусырой прототип — тоже. Сделать просто — можно, плохо — нельзя.
Проект можно сделать своими силами, можно привлечь знакомых разработчиков или найти их на стороне, как уж договоришься. Найдешь разработчиков — сделаешь больше, но ими придётся управлять. Если заболеют или им надоест — под угрозой сдачи будет весь проект. А ещё ты им не платишь, поэтому надавить нельзя, в случае чего придётся включать весь арсенал переговорщика.
Я рад, что мне помогали двое коллег, управлять ими почти не пришлось. Для разработчиков, занимающихся проектом по вечерам да ещё и бесплатно, они выдавали очень крутой результат.
Отмечу, что въедливый арт-директор — половина успеха. Он не принимает плохо и заставляет мозг изобретать. Сначала непривычно, но потом привыкаешь и заранее переделываешь пару раз до того, как покажешь артдиру. Для меня это ощущение было новым. С кем-то, кто существенно круче меня, я работал впервые.
Наш первый набор студентов работал иногда бета-тестерами. Мы отлаживали технологии обучения, находили ошибки в тестах и рассылающих письма скриптах. Иногда это мешало.
Особенности и принципы обучения
Важен только результат
Никого не интересовал наш учебный график, количество сна или болезнь. Важен только результат. На одной из недель я заболел, лежал с 39°, но макет доверстал.
Не знаешь как — напиши преподавателю. Говорит, что нет времени ответить — приди и спроси на «Живые советы» (два раза так делал).
Всё как в жизни
Никто специально не упрощал нам жизнь. Давали пройтись по всем подводным камням, которые могут быть в жизни. Иногда даже казалось, что камни кладут специально.
Однажды, на этапе диплома наш арт-директор уехал в Австралию и долго был вне интернета. Не смотрел наши варианты и не выдавал правки. Я потерял полторы недели. Кто виноват? — Я. Нельзя было рассчитывать, что он будет доступен 24/7, тем более, что это были праздники. Ничего не мешало узнать его график и согласовать время.
Нельзя плохо
В жизни иногда можно сделать недостаточно хорошо, в некоторых компаниях это даже приветствуют: «время поджимает, давай сделаем плохо, иначе не успеем».
В обычной школе на учителя давит время. Конец четверти, если не принять работу, то будет двойка и это как бы учитель плохой и не смог научить. Перед дедлайном можно было сдать с поблажками.
В школе стажёров не так. Даже накануне дедлайна диплома арт-директор не примет плохое. Временами казалось, что никого не смутит, если на защиту вообще никого не допустят. Это подстёгивало изобретательность. На последнем согласовании мы выкинули интересную, но плохо сделанную фичу и заменили её на менее крутое, но пуленепробиваемое решение (сейчас вот надо сделать то первое хорошо).
Что-то типа выводов
Кому идти и кому не идти
Школа хорошо подтягивает скиллы, нужные дизайнеру. Бюро учит подходу, который сейчас моден и называется «продуктовый дизайн» дизайнер думает о конечном продукте и не останавливается на картинках. Самое важное начинается в реализации. В больших компаниях обычно есть толпа менеджеров, которые снижают влияние дизайнера на итоговый продукт.
Скорей всего вам не стоит идти в Школу, если вы не очень понимаете зачем. Никто не будет стоять над душой и подгонять, вы будете делать все расслабленно и не получите много пользы. Те же, кто понимает зачем, будут за итерацию успевать обсудить с преподавателем много версий и сделают хорошие работы.
Если пойдёте, договоритесь с близкими
Времени школа ест много, и так не у меня одного. Вот всё, что вам нужно знать о графике учебы в школе: twitter.com/kojoru/status/563722466363977728. Это может быть непривычно для близких. Обсудите с ними возможные изменения в графике, подумайте как перекроить будни и выходные. Поддержка и вера близких очень помогает не заглохнуть по пути.
Стоит отметить, что Бюро не учит дизайну вообще, они дают свои работающие принципы. Например, некоторые студенты всё время норовили оставить ссылки неподчеркнутые и всё время огребали от преподавателя или артдиректора.
После Школы ощущение, что ты на новом пике. Но это пик опасности. Нужно как можно скорей перейти и упасть в яму трезвости.
О дипломном проекте следующий пост, и без того много.
Почитайте ещё пост Аркадия (http://ninedots.ru/all/chemu-uchat-v-shkole-stazherov-byuro/).
Ещё есть время попасть в новый набор http://artgorbunov.ru/school/31aug2015/.
Ты что делал говно, что после «стажеров» продолжаешь делать говно — ничего не поменялось(((
Посмотрел веб и мобайл — ни черта там правильного((( Крупный текст, обтравленные картинки — и дикая пустота, не CTV нигде, безликие страницы в стиле Горбунова
:D
К сожалению, по этой ссылке https://twitter.com/kojoru/status/563722466363977728 уже ничего нет.
Таня!
У меня до сих пор ссылка работает, и даже в анонимном незалогиненном режиме.
Upd. Я понял в чем дело — точка приклеилась к ссылке. Ссылку в посте я исправил, ссылка из вашего комментария тоже работает.
Прошу прощения, сейчас открылась. А до этого писала «Sorry, that page doesn’t exist!». Спасибо за ответ.