Похвала — это комплимент
«Критика — это комплимент» написал в 2011 году Илья Бирман. С тех пор я замечаю, что люди вокруг меня неправильно пониманию этот принцип. Расскажу, как это бывает, и как воспринимаю его я.
Я не уточнял, что вкладывал в заголовок Илья Бирман, поэтому правильно или неправильно — это моё восприятие.
Как относиться к принципу: неправильно
Как неправильно: критикуя кого-то, я делаю ему комплимент.
Такое понимание приводит к нескольким логичным выводам:
- Если критика благо, нужно приносить этого блага как можно больше.
- Если все относятся к критике как к комплименту, критиковать можно все вокруг, не заботясь о разрешении и не заморачиваясь о форме.
- Если критика дается всегда и всем, то сигналом все в порядке служит само отсутствие критики.
Стоит ли говорить, что людей, которые себя так ведут, почти никто не любит. Я долгое время вел себя на 50% от этого, и даже 50% люди вокруг с трудом терпели.
Как относиться к принципу: правильно
Как правильно: критика меня — комплимент мне. Такое отношение нужно мне самому, чтобы воспринимать критику адекватно и конструктивно.
Три закона критики · Максим Ильяхов
Feedback sandwich · Илья Синельников
Борьба с пассивно-агрессивным поведением · Максим Ильяхов
Кнут и пряник · Максим Ильяхов
Такое понимание приводит к нескольким логичным выводам:
- Восприятие критики как комплимента — это собственное решение того, кого критикуют. Конструкция «ты должен относиться к критике как к комплименту» неправильная, никто никому ничего не должен.
- Если известно, что человек придерживается принципа «Критика — это комплимент», то критиковать можно смелее. Если не известно, то лучше подстелить себе соломки и критиковать более аккуратно (см. ссылки на полях)
- Не нужно критиковать всех вокруг по любому поводу.
- Раз критикуется не всегда и не всё, то отсутствие критики ни о чем не говорит. Отсутствие критики не может служить положительным подкреплением ни в каком виде.
Здесь мы подходим к тому, ради чего я все это затевал.
Критика это полезно, но ещё полезней — хвалить людей
Хвалить людей
Критиковать людей, чтобы указывать и исправлять отрицательные действия, конечно важно, но более важно, людей хвалить, чтобы фиксировать и продолжать положительные.
Многие мои коллеги уже привыкли, что если мне сказать, что кто-то из моих дизайнеров молодец, я попрошу сказать это самому дизайнеру. Привыкли, что иногда я прошу вспомнить, кого из них и за что можно похвалить, и похвалить.
Я долго учился хвалить людей, и прошел 1-2% нужного пути. Вот какие принципы по которым я хвалю и говорю хорошее:
1. Хвалить. Важно не забывать хвалить, особенно вначале, когда это еще не вошло в привычку. Чтобы не забыть я завел себе задачу в тудушке «Сказать спасибо». Кроме спасиб после напоминания тудушки, я пытаюсь подумать про каждую большую совместно сделанную задачу и найти моменты, за которые можно сказать спасибо и похвалить.
2. Хвалить только за дело. Мне кажется важно, чтобы похвала была не вообще, а за дело.
Я никогда не хвалю просто так, абстрактно. Я не говорю огромное спасибо за то, что и так ожидаю от человека. Позже, когда человек сделает что-то крутое, мне будет сложнее подчеркнуть его заслуги.
Если непонятно за что хвалить, а хочется, всегда можно похвалить не вообще, а за что-то:
- Спасибо, что ты откликнулся!
- Спасибо, что ты сделал это сегодня!
- Спасибо, что сделал, ты меня очень выручил!
Мне самому сложно понять, когда я делаю двухминутную задачу, которую и так должен сделать, а люди пишут «огромное спасибо». WAT?! Подтверждения, что я сделал то, что нужно, было бы достаточно.
Впрочем, это относится и к критике. Критиковать человека просто так — табу. «Вася, почему ты не уважаешь коллег?!» → «Вася, сегодня ты опоздал на встречу, где тебя ждало 5 человек. Меня огорчает, когда я вынужден ждать кого-то и впустую тратить свое время. Пожалуйста, следи за своими встречами и не опаздывай. Если тебе нужна помощь с календарем, давай я помогу».
3. Можно и похвалить, и покритиковать. За одну и ту же большую задачу можно и покритиковать, и отметить положительные стороны.
— Ваня, я бы хотел поговорить с тобой о задаче …
— Что было хорошо: …
— Что было плохо: …
4. Публичная похвала работает круче, чем личная. Если уместно похвалить публично, то лучше делать это публично. Мне кажется, такая похвала сильнее, чем сказанная лично.
Если вы проводите ретроспективу, пишите и плюсы тоже: и командные, и личные, и про процесс, и про результат. Обычно минусов столько, что про плюсы все забывают. Подойдет даже просто и незамысловатое «Это была сложная задача, мы много ломали дров, но и итоге мы её сделали. Мне кажется штука, которую мы всем сделали — крутая. Я этому рад, спасибо вам всем».
5. Не надо искать повода. Бывает так: команда молодцы, с ней комфортно, делают работу хорошо и они всегда помогают. Но как-то писать об этом кажется странно. Предлагаю забить на эту странность и похвалить. Когда я пишу:
У меня есть проблема, что я никогда не забываю покритиковать, но редко кого-то хвалю. Я стараюсь не забывать, вот сегодня вспомнил про вас. Вспомнил я внезапно, но все сказанное правда и говорю я это совершенно искренне.
…
Ещё никто не ответил «Миша, ты не охренел ли?». Не было даже тех, кто попытался пошутить «Скажи, что андроид круче айос, если тебя держат в заложниках».
Вместо вывода
Хвалите людей вокруг
А ещё прочитайте пост Ники Троицкой про то, как хвалить людей и котиков: Вы получаете то, что продолжительно поощряете