Rose debug info
---------------

Как айтишники делают физические вещи

Яндекс, кроме айти-сервисов делает разные физические товары. Не только свой мерч, но и вообще много разного:

  • инструменты Нокорд,
  • домашнюю технику Тувио,
  • компьютерные аксессуары Коммо,
  • домашнюю утварь Прагма и Хомсли,
  • какие-то игрушки с брендом Huina (не шучу) и много другое.

Посмотрите, сколько всего:

Их товары подвержены той же временности и эфемерности, которой подвержены программы. Физические вещи, которые должны жить годы, скисают и сгнивают как все вокруг в айти.

Например.

Аккумуляторная платформа Нокорд
Их инструменты Нокорд существуют пару лет от силы. За это время они уже успели поменять аккумуляторную систему. Недавно выпустили новую. Сделали удобную, макита-совместимую, но не совместимую со всеми прошлыми инструментами нокорда. Представляю лицо человека, у которого два инструмента нокорд, и который не может переставить аккумы, которому нужно в два раза больше аккумов и зарядок. Почему нельзя было сразу выбрать макита-совместимые, непонятно. Не исключаю, что торопились проверить гипотезу, полетит или нет.

Ну бывает, сделали брекинг-изменения. Но даже не выпустили переходники. Посмотрите на любой российско-китайский бренд инструментов. При смене формата аккумуляторной платформы сразу выпускают два адаптера: старый→новый, новый→старый. Здесь — нет. Вообще, поверит ли купивший у них шуруповерт в них и продолжит ли вкладывать в платформу? Не уверен.

Частая смена ассортимента
Я купил одеяло, пользовался — понравилось. Захотел через полгода купить еще одно такое. Сорри, но такие больше не продают. Есть другие: с другими названиями, с другим наполнителем, без понятной шкалы тепла. Как выбрать максимально похожее? Никак, гадай.

Куплю я какой-нибудь набор посуды или столовых приборов. Что-то побью, что-то потеряю. Захочу купить такое же. Каковы шансы, что смогу? Нулевые. Купишь какую-нибудь штору, неудачно постираешь, она сядет. Как было с Икеей? Пошел и купил еще такую же. А тут — хоба, и не купить уже, вывели из ассортимента.

Гугл плодит кладбище цифровых сервисов, а Яндекс— вымерших категорий.

Расходники
Не только сами вещи сразу пропадают из наличия, но и расходников не купить. Представьте, что я купил увлажнитель или строительный пылесос. Через год, два, три и даже десять лет мне будут нужны фильтры и мешки. А их уже сейчас нет. Купить мешков на десять лет вперед? — глупо. Надеяться, что китайцы сделают? — тоже маловероятно, бренды не самые популярные.

Смены брендов
Бренда Раскат (велосипеды) уже не существует, но есть новый, тоже с велосипедами. Cейчас есть целых два бренда, под которыми продаются сапы. Кому от этого удобно? Я понимаю, что айтишникам привычно, когда в средней компании есть восемь самодельных нереляционных баз и двадцать не менее самописных логгеров. Но делать так для клиента, зачем?

Обидно, что так происходит, потому что сами вещи — хорошие. Понятно, что это просто СТМ (собственная торговая марка), но вещи нормально сделанные, с честными неплохими характеристиками и достаточно конкурентной ценой. Зарядки — отличные, если знать про особенности. Инструменты, судя по отзывам, отбивают свою цену на 100%.

Все, что я написал, — это ошибки, про которые невозможно было не знать и не подумать. Про важность аккумуляторов в инструменте не знает только тот, у кого нет ни одного аккумуляторного инструмента. Как только появляется первый, максимум второй, сразу узнаешь про системы, про совместимость и должен сделать выбор религию на всю оставшуюся жизнь: Макита или Райоби, Хилти или Милуоки, прямо как Кэнон и Никон.

Мне бы хотелось, чтобы и в айти учитывались принципы из реального мира.

Айти Физический мир
Горизонт планирования На ближайший релиз, а там разберемся На несколько лет вперед, пока товары будут в эксплуатации. И чем лучше товары, чем дольше они проживут, тем дольше горизонт планирования
Возможность докатить изменения при ошибке Легко, особенно легко в клаудных сервисах, даже приложения клиентов обновлять не надо Даже софтварные вещи, типа прошивки, сложно обновить. А аккум или формат мешка не поменять в принципе, только всякими переходниками
Дистрибуция Клаудная очень удобная: выкатил новую версию докер-контейнера, и всё, у всех клиентов новый сервис Даже, если ты выпустил переходник со старого аккумулятора, клиент должен про него узнать, купить, доставка должна его привезти. На каждом этапе воронки клиенты отвалятся
Поддержка Поддержки облачных сервисов отдельно от развития нет. Ты и поддерживаешь, и сразу развиваешь. Нужно думать о цикле поддержки, расходниках и запчастях
Линейки товаров. Понятные классы, понятный нейминг, наследственность. Надо помочь человеку, если у него было одеяло Снусмумрик, то следующее поколения этих одеял должно называться так же.
Эксперименты Запустил, не выстрелило, закрыл Неправильно как-то выпустить телевизор, а если за месяц не полетел, то и запчасти к нему не продавать

Я понимаю, что каждый третий айтишник мечтает соскочить с айти и делать что-то в реальном мире. Но давайте не тащить в него привычки?

Вместо вывода
В итоге покупать их вещи, для которых не нужны расходники — хороший вариант. Покупать проводной инструмент (типа болгарки) — нет проблемы: аккум не нужен, а расходники стандартные.

А вот покупать что-то, к чему нужны будут проприетарные аккумы или расходники — я бы с осторожностью, не хочется наколоться.

Поделиться
Отправить
Запинить
 64   3 дн  
Подписаться на блог…