Вайб-кодинг, дофамин и слот-машины
Осознал недавно, чем вайб-кодинг в его классическом виде похож на лудоманию и при чем тут дофамин
Что за вайб-кодинг такой
Давайте сначала начнем с определений. Не каждая разработка с ллмкой — вайб-кодинг, но каждый вайб-кодинг — разработка с помощью ллмки.
Вайб-кодингом я буду называть программирование с помощью ллмки, в котором есть вот такие характеристики:
- Мало изначального планирования. Буквально короткое описание, вкинутое в ллмку и потом разберемся походу.
- Попытка сразу попасть в нужную конечную точку. Желательно за одну итерацию.
- Значительная часть кода написана ллмкой. Человек в целом не читает весь код, не проверяет его, только смотрит на результат. Архитектура придумана тоже ллмкой и в целом какая вышла, такая вышла.
- Быстрые итерации, горячая перезагрузка. Сообщение об ошибках в целом не читаются, копипаст в чат, обновление.
- Небольшой горизонт планирования. Ощущение щас фичу допилим, разберемся. Похоже на стрельбу трассирующими — и стреляем и одновременно целимся.
- Вайб-дебагинг — вместо попыток понять, разобраться, понять причину — промт «почини» × 5 раз. Да, и это иногда срабатывает.
Я не говорю, что все это неправильно или плохо. Это просто то, что я бы назвал вайб-кодингом.
Чтобы показать, что не каждая разработка с ллмкой — вайб-кодинг, давайте я попробую описать противоположный полюс. Я бы назвал это LLM assisted development.
- Много изначального планирования. К началу первого промта есть достаточно подробный PRD, есть какие-то макеты, схемы взаимодействия, есть выбор технологий, примерная архитектура и схемы данных. Хоть как-то продуманы краевые и хитрые сценарии. Возможно, на отдельные технологические части сделаны прототипы.
- Реализация и приемка по частям: планомерная реализация модуля за модулем, планирование именно этого модуля, разработка, приемка, тесты, фиксация. После этого переход к следующему.
- Написание части кода самостоятельно или значительное ревью написанного.
- Общее ощущение, что ведет человек, ллмка — лишь инструмент. Очень мощный, местами самостоятельный, но инструмент.
Вайб-кодингом в силу понятных причин чаще заняты люди, кто сами не умеет программировать, а те, кто умеет, чаще склонны ко второму.
— Где уже тема поста, Лебовски! Я уже полторы страницы прочитал
Где здесь слот-машина
Вот мы подошли к главному. Я осознал, что вайб-кодинг обладает всеми теми же вещами, которые подсаживают слот-машины на дофамин. Я не биолог, проверяйте эту часть.
Негарантированная награда
Дофамин же вырабатывается не от самой награды, а от предвкушения награды. Если награда будет всегда, организму такое не нравится. Ему нравится, когда иногда да.
Вайб-кодинг в чистом виде такой. Иногда промт сработает, иногда нет. Иногда ллмка уйдет в полную галюцинацию, но потом тем же самым промтом та же самая модель с очищенным и немного расширенным контекстом все за собой же починит.
Сверхкороткий цикл
Цикл действие-реакция (промт-результат) очень короткий, поэтому за несколько минут можно пройти несколько таких циклов. Это очень высокая плотность событий, редко что может создать такой мощный стимул. Именно поэтому слот-машина больше затягивает, чем покер. Покерная партия длится существенно дольше.
Вайб-дебагинг 5 промтов в минуту и копипаст ошибок из консоли — предел такого короткого цикла.
Эффект почти-попадания (near-miss effect)
Бывает, что проект совсем не заводится, сыпется на комплияции, а интерфейс взрывается. Но бывает и то, что называется near-miss effect — ну вот-вот, уже почти. Вроде работает, но как-то хитро глючит. В целом ок, но криво сверстано.
Прямо как в слот машине — не все три слота разные, а «ну вот же, две вишенки совпали, а третья не докрутилась всего на один шажок». Конечно, после почти-попадания желание продолжить значительно выше.
Всплеск нейромедиаторов при победе
Когда все в итоге завелось, приложение ЗА-РА-БО-ТА-ЛО вырабатывается огромное количество нейромедиаторов (как и при джекпоте). От адреналина аж пульс может подскочить.
Некоторые эмоциональные качели
Иногда ты сделаешь большую штуку за десять минут, а потом два часа будешь пытаться исправить досадный баг. В итоге качаешься между «Я молодец, ллм — лучшее, что есть в программировании» и «Я тупой, ллм ничего не может, зря я все это затеял».
Сюрпризы и бонус
Иногда ллмка доставляет и просто бонусы — хоба и отломала те части, которые раньше работали. Это тоже сильные эмоции и некоторые эмоциональные качели: ах ты сволочь ←→ о, я починил.
Могу сказать по себе, что программирование в стиле вайб-кодинга невероятно затягивает. Особенно когда вот-вот уже почти. На это вот-вот уже почти можно сжечь огромное количество времени. Ой, может другая модель сможет. Ой, а давай переформулирую.
Если кодить близко к полюсу максимального вайб-кодинга, то прямо физически начинает ощущаться вот это состояние ажитации — вероятно, именно его чувствуют люди перед слот-машиной.
В целом, не этом все.
Как же быть
Мне кажется, что выход — программировать так близко к классическому програмированию, как можете. В программировании — состояние потока, фокус, длинные сессии, более медленный и стабильный темп. Уверен, что там совсем другая биохимия и другие нейромедиаторы.
Ну а как быть, если кто-то не умеет программировать. Что за «станьте ~ежиками~ программистами» такое. Я понимаю, что легко сказать «читайте написанный ллмкой код», но все умеют. Но так или иначе, у меня есть гипотеза, что если двигаться максимально близко к варианту LLM assisted development, то будет лучше.
Что я бы попробовал:
- Начинайте с большого плана — на пару страниц даже для небольшого проекта.
Соберите в голове визуальный дизайн, подумайте про краевые случаи, заранее продумайте деплой. Соберите примеры кода, компонентов, референсы, ссылки на документацию. Опишите те вещи, которые обычно не описываете — адаптив или хоткеи. Вам все равно придется принимать все эти решения. Вы можете принять их спокойно в начале или потом — в ажитации и перед слот-машиной.
- Разрабатывайте по частям. Держите в голове общий план, общую картинку, но делайте по этапам, не позволяя ллмке унести вас в сторону лишь потому, что она предложила «Нужло ли адаптивровать для очков виртуальной реальности?». Не так важны сами этапы, сколько нужно ощущение, что вы контролируете ллмку, а не она вас.
- Возможно через шаблоны ответов лучше убрать вот эти «Отличный вопрос!» и другие восхваления искусственного интеллекта.
Способ с большим предварительным планом был единственным доступным еще пару лет назад. Ллмки не умели так хорошо следовать длинному плану, не умели так успешно вызывать тулы для обогащения своего контекста и не умели выполнять действия. Мы были вынуждены проектировать сами и могли лишь просить ллмки написать отдельные модули или даже вовсе отдельные функции. А сейчас болт, реплит, лавабл и фигмамейк продвигают идею «Готовое приложение за одно предложение».
Вместо вывода. Ллмки позволяют нам делать вещи, которые мы бы не смогли без них. Но не разтеребите ими себе мозг, как это делает тикток. Уверен, ничего хорошего в этом не будет.