Сбербанк и Caller ID
Мне недавно один раз позвонили мошенники «из Сбербанка» и я задумался о способе борьбы с ними
Проблема
У клиентов Сбербанка есть частая проблема. Им звонят мошенники и пытаются средствами социальной инженерии украсть деньги: или узнать пароли, или уговорить совершить перевод.
Почему это происходит именно со Сбербанком (мои предположения):
- У Сбербанка больше клиентов, чем у других банков. Если у человека есть какая-то карта, то наиболее вероятно это будет Сбер.
- У Сбербанка больше всех незащищенных от мошенничества клиентов: с недостаточным образованием или пожилых, плохо разбирающихся в технике, — их легче обмануть.
- У Сбербанка были дополнительные векторы атаки — сомнительные с точки зрения безопасности сервисы, типа СМС-банка. СМС-банк — очень стремная штука, никогда не пользуйтесь ей.
Как пытаются решить проблему сейчас
Люди и банк пытаются решить проблему с разных сторон. Пользователи — учатся отличать мошенников от банка (благо это несложно: если звонят — в 99% это мошенники), а банк борется с номерами и пытается их блокировать.
Высказываются и совсем экстремальные способы, например, перевести всех на чат и рассказывать всем, что банк вообще не звонит. Мне кажется, это будет работать не очень хорошо. В этом способе не решается главная проблема: как донести всем 100% клиентов, что банк не звонит? Как их к этому приучить? Как сделать реакцию «позвонили — мошенники» уверенной?
Банк может обучать своих клиентов (и делает это), но обучение затратно для клиентов по ментальным усилиям, часто они хотят просто пользоваться банком, а не обучаться ещё и тут. И опять же, пожилых часто обучать сложнее, чем молодых (простите за такой вот эйджизм). Особенно легко проверить, когда по телефону обращаются по имени-отчеству.
Мое решение
Сбербанк может встроить в своё мобильное приложение определитель мошеннических номеров и будет подставлять их на экран звонка через Caller ID. Caller ID — специальное API, через которое можно определять номер телефона, добавляя к нему какую-то внешнюю информацию.
Многие приложения и сервисы так уже делают:
- Яндекс: определяет входящие номера, показывает название ресторана, кафе или магазина, отдельно помечает соцопросы и мошеннические звонки.
- Хантфлоу: при звонке кандидата рекрутеру определяется номер телефона и рекрутеру напоминают кто звонит и по какой вакансии.
- AmoCRM: при входящем звонке номер проверяется по CRM-базе и менеджеру по продажам показываются данные о контакте.
Выглядеть это будет примерно так:
Работоспособность решения
Почему это вряд ли будет работать у Яндекса, 2Гиса или Касперского так хорошо, как Сбербанк.
Желание и цель: Решение такой задачи на очень высоком уровне не в интересах Яндекса, 2Гиса или Касперского. У них просто нет необходимости убиваться и очень легко остановиться на уровне «удовлетворительно».
У Сбербанка — безопасность денег клиентов одна из важнейших задач, её всегда так или иначе будут решать: антифрод-алгоритмами, машинным обучением, — можно добавить ещё один способ.
Ресурсы: У Сбербанка так или иначе собирается база номеров: их ИБ-подразделение разбирает инциденты. Сбербанк может собирать номера из обращений и по отзывам в соцсетях. Да и просто о фактах мошенничества и номерах телефонах клиенты сообщают именно Сберу, а не Яндексу.
В интересах Сбербанка иметь максимально полную базу мошеннических номеров. Откуда Яндекс возьмет такую же полную базу номеров — непонятно.
Доступность для целевой аудитории: Своё приложение Сбербанк может и будет продвигать активней, чем приложение Яндекса (приложение Яндекса очевидно не будет вообще). Яндекс же тоже не станет убиваться и стараться для Сбера.
У Сбера есть канал распространения, выход на клиентов, он даже знает, кому можно советовать приложение в первую очередь, — тем кто предположительно находится в зоне риска.
Выгода: Яндексу решение этой конкретной задачи непонятно зачем.
Сбербанк же, решая задачу, защищает деньги клиентов (и свои) и экономит на разборе инцидентов, снижая их количество. Сбербанк делает жизнь клиентов лучше → клиенты любят банк → банк экономит на маркетинге.
Преимущество решения
В отличие от простого обучения «Как определить мошенников» эта схема может сработать даже с теми, кто в зоне риска.
Я уверен, что многие молодые люди установят и настроят приложение на телефонах своих родителей, дедушек и бабушек, — затрат не требует, а дополнительный уровень защиты есть. Одно дело учить «не отвечай никому, кто звонит из банка», другое дело на телефоне перед звонком показывается
«❌ ❌ ❌ Возможно, мошенники ❌ ❌ ❌».
Замечания параноика. Лучше сделать определитель и встроенным в мобильный сбербанк онлайн (чтобы не ставить отдельное приложение, тем у кого уже есть мобильный банк), и отдельным приложением (те, кто не хочет ставить сбербанк-онлайн смогут установить себе только определитель).
Вместо вывода
С моей точки зрения, это не очень сложно для мощной команды Сбера. Но если я хорошо гуглил, этого нет.
Я не очень верю, что Сбер не рассматривал такой способ, видимо отказался. Почему? Что я не учел? Где схема ломается?
Миш, а что делать тем, кто не пользуется смартфоном и приложением? В моем ближайшем окружении таких людей минимум трое.
Для них все останется как сейчас.
Моё решение, насколько я понимаю, не должно сделать кому-то хуже, не должно решить всех проблем, но кому-то снизит риски.
Телефонные номера сейчас очень легко покупать новые, можно делать это каждую неделю или вообще каждый день. Так что есть риск, что их невозможно будет успевать заносить в базу мошенников.
Мне кажется, проблему должен решать банк у себя, добившись того, чтобы данные о клиентах не утекали. Ведь их сливают сотрудники за деньги.
Конечно, есть риск. Конечно это не гарантия защиты. Конечно, это не единственное решение, которое стоит делать банку. Я нигде такого и не писал вроде бы.
Позвонивший сотрудник банка:
— Добрый день, это Валерий из Сбербанка. Скажите, у вас высветилось сообщение, что звонят мошенники?
— Э... да...
— Спасибо. Мы тестируем новую систему, чтобы автоматически предупреждать вас о мошенниках. Сейчас я звоню вам из банка, но в будущем если увидите такое предупреждение будьте осторожны.
— Хорошо.
— У вас есть ещё минута? Есть ещё кое-что, что мы предлагаем сделать для защиты вашего счёта...
(И далее любой бред.)
Все инструменты борьбы уже есть, другой вопрос работают ли они. Проблема чуть в иной плоскости. Раскрываемость таких преступлений не очень высокая. Чем выше раскрываемость тем ниже активность.
Кажется во фразе ошибка какая-то: «Почему это вряд ли будет работать у Яндекса, 2Гиса или Касперского так хорошо, как Сбербанк.»
Тут проблема в том, что вводя подпись «мошенники», мы можем дать людям ложную уверенность в том, что если уж там НЕ написано «мошенники», то это вполне честный звонок. А это хуже, чем сейчас)
Эмм... А на каком этапе рассмотрения способов борьбы с звонковыми мошенниками был отсеян метод «гугловская звонилка», в которой (в современных, начиная с какой-то версии) можно любой номер выделить (если звонок таки прорвался), заблокировать (более он сюда не дозвонится) и пометить как спам (номер попадёт в базу данных спам-номеров гугла, и всем остальным юзерам «гугловской звонилки» этот номер впредь тоже не сможет дозваниваться)?
muxhax.