Как полюбить искусство
С искусством у меня всю жизнь не задавалось. В школе на уроках мы смотрели какие-то картины. Всё, что я помню: были какие-то три ребенка с бочкой воды, бурлаки с баржей и грачи, которые куда-то прилетели. Когда я дожил почти до 30 лет, мои знания оставались на этом же уровне. Может быть поэтому я считал изучение картин и скульптур тратой времени, а сами картины почти бессмысленным пластом культуры.
Сейчас в отпуске я всегда выбираю картинную галерею, а не ресторан, стою в очереди на Серова и за полтора месяца покупаю билеты на Рафаэля.
Расскажу, как я дошел до такой жизни и как дойти вам, не померев по пути со скуки.
Зачем любить искусство
Зачем вообще изучать это искусство, картины, художников и здания.
Приносит удовольствие
Искусство приносит удовольствие, как горные лыжи, кино или вкусная еда. В определенный момент будет просто кайфово смотреть.
В мои слова трудно поверить. Я бы сам не поверил, если бы не испытывал этого визуального шока. В музее Академии во Флоренции я повернул за угол, увидел Давида и стоял не шевелясь пару минут. Года за четыре до этого мы шутили над коллегой, которая рассказывала про невообразимые «руки Давида». Только в музее, я понял, что она имела ввиду.
Интересно
Мне интересно всё: устройство дифференциала, гравитационные волны, идиомы в шведском языке — всё, что попадется под руку. Архитектура, скульптура и живопись — достойный соперник бозона Хиггса.
Повышает насмотренность и визуальный вкус
Дизайнеру в работе невозможно полагаться на точные цифры, математические пропорции и формулы. Нужен вкус — то, что я называю «насмотренностью». Искусство — одна из областей, которая помогает его подтянуть.
Другие эффекты
Многие эффекты я даже не могу предсказать. Пикаперы найдут новый способ знакомиться: «Лена, а ты видела коллекцию из Ватиканской пинакотеки? У меня как раз есть два билета». Звезды инстаграма смогут порадовать подписчиков крутыми себяшками из музеев. Зануды-всезнайки смогут ещё больше блистать эрудицией.
В любом случае вы ничего не теряете. Если не пойдет, всё просто останется на своих местах.
Как начать
Если начать не с того, можно легко потерять запал и желание. Я собрал безотказные с моей точки зрения способы начать погружение.
Начните с простого
Разное искусство требует разной подготовки. Как штангисты не пытаются сразу жать 300 килограмм, так и вы не пытайтесь начать со сложного или концептуального. Мой вам совет: не начинайте с русской живописи, авангарда, Поллока. Вот, что будет:
- Русская живопись — Ну ок, березки, ёлки и медведи.
- Авангард — О, у меня ребенок в пять лет точно так же рисовал.
- Поллок — Эта мазня — тоже искусство. Что? 120 миллионов долларов за эту мазню?
- «Фонтан» Дюшана — 0_o WTF?
В живописи — правило трех Р
Начните изучение живописи с картин Рафаэля и Ренуара, а потом переходите Ренессансу вообще. У них совсем не обязательно знать кто все эти женщины, что за дети, почему там птица и что означает вон та штука. Даже без всего этого картины кажутся гармоничными и прекрасными. Рафаэль и Ренуар просто красивы.
Где найти: Рафаэля можно найти в Эрмитаже (Санкт-Петербург), Ренуара в Галерее Искусств Пушкинского музея (Москва) и Главном штабе (Санкт-Петербург). За границей за Рафаэлем ехать в Италию, за Ренуаром в Париж.
В архитектуре — с модерна
Если хотите начать погружение в архитектуру — начните с модерна (ар-нуво). Не лезть сразу в какой-нибудь из гаражей Мельникова.
Где найти: Дом Рябушинского (в Москве), Витебский вокзал (в Питере).
Прочитайте про жизнь художника
Обычно не обязательно что-то знать, чтобы воспринять картину, но часто можно помочь себе прочувствовать её лучше. Для этого прочитайте биографию художника, посмотрите работы его предшественников и современников.
Две книги: перед Микеланджело почитайте «Муки и радости», перед Ван Гогом — «Жажду жизни».
Как не сдаться: проблемы по дороге
Всё вокруг будет мешать и отвлекать, искусство будет идти со скрипом. Вот какие трудности вас ждут:
Оригиналы далеко
Проблема: Чтобы почувствовать произведения искусства нужно смотреть на оригиналы, репродукции картин и слепки скульптур не дают нужного эффекта. К сожалению, многие значимые картины, рисунки, скульптуры и здания находятся за границей.
Что делать: Начать с Москвы и Петербурга. Эрмитажа, Пушкинского и Русского музеев для начала хватит. Те, кто часто ездит в Европу, заскочите в Дрезден, Париж и Италию — там очень высокая плотность шедевров.
Искусство — непонятное
Проблема: В искусстве много символов, смыслов, библейства, не хочется в этом разбираться. «Импрессионизм», «экспрессионизм», «постимпрессионизм», «пуантилизм», — все эти двадцать семь видов «-измов» запутывают. Современное искусство гнетет, давит на психику и заставляет сомневаться в общей адекватности его автора.
Что делать: Расслабиться. Не пытаться вникнуть в символы, смотреть на красивое. Напомню: Рафаэль, Ренуар, модерн, импрессионисты и Ренессанс.
Искусствоведы — нудные
Проблема: Многие искусствоведы зануды и снобы, некоторые — зануды и снобы одновременно. Даже в Москве трудно найти какую-то лекцию или экскурсию без зауми. На лекциях обычно чувствуешь не интерес и радость от познания нового, а собственную неполноценность.
Что делать: Найти тех, кто не занудный. Могу посоветовать одного лектора: Елизавета Лихачева, ведет курс по архитектуре «Архитектурный ликбез». Лиза — непростая, своеобразная, с неслабыми заскоками, но у неё интересно. Я наконец-то начал отличать Ар-Нуво от Ар-Деко, различать «четырех архитекторов на Б»: Браманте, Брунеллески, Бернини и Борромини.
Если можете кого-то посоветовать напишите, я впишу.
За раз не осилить
Проблема: Не получится сходить на целый день и насмотреться впрок: мозг быстро устанет и перестанет воспринимать искусство. Особенно обидно в музеях за границей, куда не можешь приезжать часто.
Что делать: Ходить регулярно и ненадолго. Идеальный вариант — зайти, посмотреть 10—15 картин и уйти. Ходить по Эрмитажу весь день чтобы, искусство полезло из ушей — неправильно.
Все время откладываешь
Проблема: Искусство не болит и не чешется, поэтому поход в музей постоянно откладывается.
Что делать: Прямо сейчас откройте сайт музея и купите билет. Пост подождёт. Я подготовил ссылки: Пушкинский музей, Эрмитаж
Купите билет в музей прямо сейчас.
Что изменится
Если удастся справиться с трудностями, и вы познакомитесь с искусством, жизнь изменится: кое-где станет лучше, где-то, наоборот, испортится.
Посмо́трите город
Поедете смотреть на Матисса — погуляете по Питеру, поедете в Третьяковку — посмотрите Москву, узнаете где этот самый Московский дворик, и почему детям из «Тройки» тяжело тащить бочку. Искусство помогает изучить город, знание города помогает воспринять искусство.
После оригиналов подойдут и копии
Как я говорил, изначально копии не заменят оригинал — не торкнет. Но вот после того, как увидите оригиналы, копии могут сработать: напомнят впечатления и вызовут эмоции.
Минус: мир вокруг сразу станет хуже
Минус я знаю один: жить станет сложней.
Вокруг вас будет появляться все больше и больше странных, некрасивых, да и просто уродских зданий, афиш, рисунков. Такая же проблема появляется если начинаешь разбираться в кофе, чае или сыре — сразу ничего невозможно пить и есть. Я не знаю, что с этим делать, только терпеть. Если кто-то научился решать эту проблему, расскажите.
Что почитать
Я собрал книги, которые могут в чём-то помочь.
- Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси — Уилл Гомперц рассказываетс историю искусства так, как не стыдно пересказать в пабе друзьям: без заносчивости и зауми.
- История импрессионизма и Постимпрессионизм — две хорошие книги по этим двум «-измам».
- Муки и радости — поможет понять Микеланджело.
- Жажда жизни — поможет понять Ван Гога.
Бонус для тех, кто дочитал
Расскажу про заголовочные картины Кандинского, Пикассо и Малевича. Моё восприятие их сейчас такое: умом понимаю, что они все очень крутые, революционные и суперважные для развития искусств. Эстетически не торкают, а Пикассо даже кажется антиэстетичным.
Расскажите как у вас?
Расскажите как у вас? Что нравится? Как постигаете? Какие есть секреты?
Очень практичный подход :) У меня все проще — одно из увлечений.
Любимая живопись — это весь 20-й век с его сложностью, разнообразием и близостью к сегодняшнему дню, а так же возрождение (почему-то), особенно северное.
Ох, практичный он лишь потому, что я попытался понять, как же сделать это увлечением. Вот у тебя, как оно стало увлечением?
Мой рецепт «как увидеть картину»: я беру аудиогиды и упорно слушаю, что они мне втирают. В них бывает что-то полезное, но это почти не важно. Для меня главное, что они заставляют меня достаточно долго смотреть на картину, «держат» возле картины, не дают бежать дальше, обращают мое внимание на детали.
На счет музеев: в идеале надо ходить в музей не на 10-15 минут, а 10-15 картин. То есть дело не во времени, а в количестве картин, от которых на этот раз торкнуло.
На счет проникновения в искусство. Сначала становишься сорокой: летишь на «бохатство», разноцветие и блестяшки. Поэтому в архитектуре хорошо идут модерн и бессмысленное и беспощадное барокко (например, венское), а также Гауди с Хундертвассером. В живописи — тоже модерн, например, Климт. А дальше начинается движение в сторону эстетики, и тут уж как занесет. Мне, например, потребовалось несколько лет, чтобы торкнуло от Мондриана (несколько лет не изучения, а просто насмотренности).
Очень просто. Личный пример другого человека. Ну а потом насмотренность.
Советую «Историю искусств» Эрнста Гомбриха: http://www.ozon.ru/context/detail/id/20355413/ Книга очень здорово написана в стиле «просто о сложном».
Спасибо.
Очень торкнул совет Кандинского про то как смотреть картины — надо представить себя в ней, что весь мир превратился в содержимое картины и жить в ней, ощущая и наслаждаясь эмоциями. Не цитата, но смысл примерно передал.
«Точка, линия на плоскости»
Лучшее искусство это картины маслом https://artizium.com.ua/o-tehnike-i-shedevrah/