О вреде школьных сочинений

Оригинал в ЖЖ: http://withoutbrains.livejournal.com/91514.html

Если вам повезло с учителем литературы, то пост может показаться вам странным и даже диким.

Сейчас приходится избавляться от привычек, выработанных школьными сочинениями. Сочинение — в общем, хорошее задание: оно учит связно излагать мысли, рассуждать и доказывать. Но есть особенности, которые немного портят идею.

Не нужно кратко

Правильное сочинение должно быть не меньше 4 страниц, а хорошее выпускное — это минимум 5—6, — учили нас в школе. Для объёма мы лили воду, добивали текст очевидными фактами и фразами, обильно цитировали произведения. В итоге одна небольшая мысль вытягивалась в приличного вида абзац.
Может быть, правило минимального объема и не было таким строгим, но никто из нас не рисковал проверить на себе.
Про то, что мой мелкий почерк был в 2—4 раза ёмче, чем у некоторых одноклассников, я даже не буду упоминать.

Не обязательно понятно

Всю школу мы учились понимать метафоры, замечать эпитеты, не путать аллегорию, аллюзию и аллитерацию. Ну вот неужели все это зря?
В сочинениях они были и по делу, и там, где без них проще, ёмче и лучше. Переобогащенный и переобразный язык обычно не считался стилистической ошибкой.

Не нужно просто

Чтобы блеснуть знанием русского, мы писали сложными, чаще сложноподчиненными предложениями. Особый шик — поместить придаточное в середину и порвать главное пополам. Если при всем этом не ошибешься в пунктуации, то заодно покажешь, что не зря учил родной язык всю школу и в полной мере усвоил сложные правила.

Не нужно чисто

Наличие собственного мнения подчеркивали обильными вводными конструкциями. Плохая структура и странноватое деление на абзацы поддерживались логическими связками-костылями. Когда не хватало вступления, на помощь приходили штампы.

Можно неинтересно

Даже если у сочинения скучный темп, запутанная структура и плохой язык, учитель дочитает его до конца — это его работа. Оценка будет плохой, но дочитать — дочитает.
В жизни за внимание читателя часто приходится бороться. Жаль, что в школе этому не учили.

А как на вас повлияли сочинения? Что повлияло на вашу письменную речь?

P. S. Первый черновик этого поста начинался сразу со штампа.

UPD: Комментарии, кому интересно, в фейсбуке: https://www.facebook.com/mike.ozornin/posts/10207422645758283

Поделиться
Отправить
Популярное